|
МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»
(Сасовский район, Рязанская область), 2011 год
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии.
Система экологического образования как условие формирования творческой
активности и экологической культуры учащихся средней школы
Содержание
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии,
педагог дополнительного образования ЦДТ Сасовского района Рязанской области.
Приложение (часть 2)
Программа школьного лесничества
МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»
Сасовского района Рязанской области
Автор программы ― Галушко Лилия Тимофеевна,
учитель географии и биологии, педагог дополнительного образования ЦДТ
Сасовского района Рязанской области
Пояснительная записка
Лес ― ценное богатство нашей страны. древесные
растения всё шире используются в хозяйстве.Одной из важнейших задач нашей
страны является восстановление лесов и создание новых лесонасаждений,
особенно в безлесных районах. Для осуществления этой задачи важно ещё в
школьные годы знакомить детей с профессией лесовода, давать учащимся
поработать в лесу, полюбить профессию работника лесного хозяйства. Программа
«Школьное лесничество» открывает возможности для выбора будущей профессии в
соответствии с личными интересами, склонностями и способностями учащихся.
Ознакомление учащихся с производственной жизнью лесного хозяйства оказывает
большое положительное влияние на их воспитание, поможет лучше узнать
содержание и условия труда специалистов лесной отрасли.
Основными задачами программы являются:
• экологическое воспитание (природоохранная деятельность, воспитание
у подростков бережного отношения к природе);
• трудовое воспитание подростков;
• профессиональная ориентация учащихся (формирование у учащихся
практических представлений о профессиях лесной отрасли);
• расширение и углубление знаний учащихся о лесе и его обитателях;
формирование условий для творческой активности участий и экологической
культуры, бережного отношения к всему, что создано трудом окружающих их
людей;
• создание условий для формирования у подростков ценных черт
характера, которые также связаны с особенностью профессии лесовода
(настойчивость в достижении цели, вера в собственные силы, в успех своего
дела, собранности, внимательности); физического развития подростков.
Программа обучения в школьном лесничестве зависит от
естественно-климатических условий размещения школьного лесничества.
Кустарёвское школьное лесничество расположено в условиях
умеренно-климатической области умеренного пояса, в пределах зоны смешанных
лесов и при этом в зоне активной хозяйственной деятельности человека.
Поэтому на его занятиях необходимо уделять больше внимания вопросам охраны
леса и лесоводства, искусственного создания лесов, просветительской
деятельности среди населения.
Девиз школьного лесничества: «Познать тайны леса!».
Основные цели:
Школьное лесничество ― общественное
эколого-образовательное объединение школьников, созданное на добровольных
началах в целях создания условий для воспитания у учащихся бережного,
активного отношения к природе, формирования знаний в области лесного
хозяйства и экологии, умений осуществлять на практике мероприятия,
направленные на сбережение и приумножение лесных богатств нашей страны.
Структура организации.
1. Главный орган управления ― общее
собрание всех его членов, которое собирается не реже 2 раз в год.
2. Дирекция школьного лесничества избирается общим собранием.
3. Лесники назначаются дирекцией школьного лесничества.
Организационная деятельность.
1. Школьное лесничество создано на базе МОУ «Кустарёвская СОШ» и
Кустарёвского участкового лесничества Сасовского лесхоза при ЦДТ Сасовского
района Рязанской области.
2. Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на
территории, выделенной Кустарёвским лесничеством (квартал 146, участок
площадью 102 га).
3. Школьное лесничество работает в соответствии с уставом и
программой, разработанной учителем биологии и географии, педагогом
дополнительного образования Галушко Л.Т. и специалистом лесного хозяйства
совместно.
4. В содержание работы школьного лесничества включаются различные
виды природоохранной деятельности учащихся.
Формы работы:
1. Теоретическая часть ― 150 ч.
2. Практическая часть ― 132 ч.
3. Исследовательская часть ― 28 ч.
4. Просветительская деятельность.
Основное содержание программы:
Данная программа рассчитана на 3 года. Курс могут вести учителя
географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере
экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 6-10
классах.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную
учебно–творческую деятельность, через личностное познание родного края
―
экскурсии, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов
лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение
опытов, научно-исследовательских работ. Возраст обучающихся
― 10-16 лет.
Статус ― творческое объединение.
Режим занятий ― 2 часа в неделю.
1 год обучения
п/п № |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Общее организационное собрание
членов школьного лесничества. |
сентябрь |
Руководитель школьного лесничества,
работник Кустарёвского лесничества |
2. |
Знакомство с закреплённой
территорией. |
сентябрь |
Работник Кустарёвского лесничества |
3. |
Сбор лекарственного сырья. |
сентябрь |
Работник Кустарёвского лесничества и
руководитель школьного лесничества |
4. |
Посадка леса. |
октябрь, апрель, май |
Работник участкового лесничества и
руководитель школьного лесничества |
5. |
Изготовление кормушек и развешивание
их в лесу и в посёлке |
ноябрь |
Руководитель школьного лесничества |
6. |
Подкормка птиц. |
декабрь – апрель |
Руководитель школьного лесничества |
7. |
Изучение основ лесоведения и
лесоводства, природоохранной деятельности. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
8. |
Расселение муравейников. |
апрель – май |
Работник участкового лесничества и
руководитель школьного лесничества |
9. |
Просветительская работа среди
населения по проблемам охраны лесных биоценозов. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
2 год обучения
п/п № |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Изучение основ лесного хозяйства. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
2. |
Изучение основ лесной геодезии. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
3. |
Практические работы по определению
видового разнообразия флоры и фауны лесного сообщества, определение
антропогенных влияний на лесное сообщество. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
4. |
Изучение истории заповедного дела в
Рязанской области и в Сасовском районе, растений и животных ,
входящих в Красную книгу Рязанской области. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
5. |
Изучение лекарственных растений
нашей области и определение их по иллюстративному материалу и на
местности. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
6. |
Работа в лесопитомнике и участие в
лесопосадках. |
октябрь, апрель, май |
Работник участкового лесничества и
руководитель школьного лесничества |
7. |
Пересадка муравейников. |
апрель - май |
Руководитель школьного лесничества и
работник Кустарёвского лесничества |
8. |
Изучение видов лесных пожаров и
противопожарных мероприятий, участие в противопожарных мероприятиях
Кустарёвского лесничества. |
апрель – июнь |
Работник Кустарёвского участкового
лесничества |
9. |
Участие в озеленении школьной
территории. |
сентябрь, апрель |
Руководитель школьного лесничества |
10. |
Природоохранная и просветительская
деятельность среди населения и учащихся Кустарёвской СОШ. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
11. |
Участие в краеведческой конференции
и в эколого-биологическом конкурсе «Подрост», конкурсе «Ярмарка
проектов», во всероссийских природоохранных акциях (День леса, День
птиц, День земли, «Марш парков», «Защитим русскую выхухоль»). |
октябрь, декабрь, апрель |
Руководитель школьного лесничества |
3 год обучения
п/п № |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
10 класс – углубление знаний по
изучению лесного хозяйства и лесной геодезии. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества,
работник участкового лесничества |
2. |
Участие в посадках леса и работа в
лесном питомнике Кустарёвского лесничества. |
сентябрь, апрель |
Руководитель школьного лесничества,
работник Кустарёвского лесничества |
3. |
Геоботаническое описание лесного
массива в районе посёлка Кустарёвка; фитоценоз, количественные и
качественные отношения между растениями. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
4. |
6-9 классы – изучение природы
родного края по плану мероприятий 1 года обучения. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
5. |
Участие в природоохранных акциях,
конференции и конкурсах, викторинах. |
в течение года |
Руководитель школьного лесничества |
Ожидаемые результаты.
Программа нацелена на следующие результаты:
• развитие у ребят ключевых и предметных компетентностей
— ценностно-смысловых,
учебно-познавательных, коммуникативных. общекультурных и других, необходимых
в любой профессиональной деятельности;
• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;
• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
• привитие любви к лесу, природе , выполнение интересных заданий,
связанных с познанием сложной жизни лесного комплекса;
• получение необходимого минимума знаний по лесному делу;
• умение проводить экологический мониторинг на закреплённом участке
леса;
• практические навыки по выращиванию сосны обыкновенной, ели
обыкновенной, дуба черешчатого и уходу за ними;
• умение наблюдать за лесными животными и вести их учёт;
• умению вести разъяснительную природоохранную работу среди
посетителей леса, туристов;
• знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в
лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав и других даров леса;
• участие в экологических акциях, марафонах, конкурсах,
конференциях.
Литература:
1. Анучин Н.П. Лесное хозяйство и охрана природы. —
М.: Лесная промышленность, 1979 г.
2 Столбин А.П. Школьные лесничества. —
М.: Просвещение, 1973 г.
3. Червонный М.Г. Охрана леса от пожара. —
М.: Лесная промышленность, 1973 г.
4. Шишков И.И., Брановицкий М.Л. Лесоводство (любое издание).
5. Стрельцова В.Б. Наш друг — природа. —
М.: Педагогика, 1985 г.
6. Корнеева Е.А., Шлях М.Е. Методические рекомендации в помощь руководителям
школьных лесничеств. —
Рязань, 2001 г.
7. Журнал «Биология в школе», 2004-2009 гг.
8. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. Гринпис России. Всемирная лесная вахта —
2003-2004 гг.
9. Красная книга РСФСР — 1978 г.
10. Красная книга Рязанской области. 1 т., 2 т. —
Рязань: Узорочье, 2001-2004 гг.
11. Музланов Ю.А. Биоэкологические исследования школьников. —
Рязань, 2001 г.
12. Соболев Н.А., Казакова М.В., Бирюкова Е.В. Территориальная охрана
природы». — Рязань, 2005 г.
13. Суворова С.А., Корнеева Е.А., Комиссарова А.М. Исследовательская работа
школьников по ботанике. — Рязань, 2001
г.
|
|