Кто не знает, в какую гавань плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека

  

Банк передового педагогического опыта

 

Галушко Л.Т., учитель биологии и географии
МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»

Система экологического образования как условие формирования творческой активности и экологической культуры учащихся средней школы

(часть 1)

  

          

МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»
(Сасовский район, Рязанская область), 2011 год
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии.
Система экологического образования как условие формирования творческой активности и экологической культуры учащихся средней школы

Содержание

Примечание: отмеченные ***) пункты — в работе или на стадии подготовки HTML-кода.

 

Галушко Л.Т.
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии, педагог дополнительного образования ЦДТ Сасовского района Рязанской области.

 

Природа – жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к природе.

Актуальность проблемы :

1. Человек как составная часть природы не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных, без воздуха. Человек воздействует на географическую среду, изменяя её очень сильно, так как результаты его деятельности по своим масштабам превосходит действие естественных сил Земли. Поэтому одной из глобальных проблем является проблема рационального природопользования, охраны среды обитания всех живых организмов Земли, проблемы ресурсообеспеченности. Человечек начинает понимать, что дальнейшее загрязнение окружающей среды и неограниченная эксплуатация ресурсов грозят его собственному существованию. Вот почему необходима уделять большое внимание экологическому образованию подрастающих поколений, создавать условия для формирования у учащихся экологической культуры.

2. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования всего образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В том числе эти перемены касаются и экологического образования.

Современный российский школьник теряет постепенно интерес к приобретению новых знаний приблизительно к 7-8 классам. Поэтому необходимо перенести акцент с информационной составляющей содержания экологического образования на развивающую самостоятельную познавательную активность учащихся. При этом особую роль приобретает системно-деятельностный подход в обучении , который ориентирован не на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы учащиеся научились учиться . Вот поэтому мною была разработана педагогическая система экологического образования как условие формирования творческой активности и экологической культуры учащихся средней школы.

Новизна :

На уроках географии и биологии вопросы бережного отношения к окружающей среде, принципы рационального природопользования, у учащихся рассматриваются , изучаются на примере краеведческого материала через системно-деятельностный подход. В связи с этим особого внимания заслуживает исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется во внеклассной работе на занятиях школьного лесничества.
 

Реализация педагогической системы экологического образования как условия формирования творческой активности и экологической культуры учащихся МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа» во внеклассной работе.

Данная педагогическая система позволяет создать условия для формирования и развития у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. Она реализуется как на уроках естественно-географического цикла (6-11 классов), так и внеклассной работе, на занятиях школьного лесничества. Особую роль при этом играет исследовательская деятельность учащихся. Для реализации системы мною были разработаны собственные и адаптированы уже существующие методики полевых геоботанических исследований , описанных в трудах В.Н. Сукачёва, В.В. Алёхина, А.П. Шенникова, В.Б. Сочавы, П.Д. Ярошенко.

Также используется на уроках и во внеклассной работе и проектная деятельность учащихся, направленная на создание информационных и исследовательских образовательных проектов. Вся работа проводится с использованием краеведческого материала. Для этого разработаны задания для проектов и исследований, составлена и реализуется программа школьного лесничества « Мы изучаем лес». Огромное внимание уделяется при этом изучению растительных сообществ. Растительность является важным компонентом наземных экосистем и наиболее доступным объектом изучения для школьников. Поэтому уже на первых уроках биологии , занятиях школьного лесничества мы уже начинаем заниматься сначала теоретической подготовкой, включающей изучение природных условий и истории природопользования на территории подлежащей изучению, затем уже практическими работами на местности. Особенно успешно работа проводится как в группах , так и индивидуально. В состав группы входит как учащиеся старших классов, так и учащиеся среднего звена.

Сначала используем необходимую научную и научно-популярную литературу, изучаем картографические материалы. Одновременно изучаем правила поведения в природе и правила техники безопасности. Особое внимание уделяем подготовке полевого оборудования и полевым дневникам, работе с определителями. Обязательно учим ориентироваться на местности, измерять расстояние шагами, двигаться по азимуту.

Полевой этап исследования начинаем с обзорной экскурсии, в ходе которой проводим предварительное обследование местности, ознакомление с растительностью, намечаем участки для закладки пробных площадок. Именно метод пробных площадок наиболее приемлем для школьных экологических исследований. Далее, изучая лесные сообщества, закладываем пробные площадки, описываем растительные сообщество, выясняем какое влияние оказывает человек на него, разрабатываем рекомендации для природоохранной деятельности учащихся и местного населения. При этом используются конкретные частные методики и шкалы в зависимости от поставленных целей и задач исследования или проекта.

Примеры заданий для школьников.
При изучении сообщества смешанного леса:

1. Что такое лес? Каково значение леса для человека? Изучите по литературным источникам и картам описания лесов в районе нашего посёлка.
2. Прислушайтесь к звукам лесам . Расскажите о них. Опишите, какие чувства вы испытываете в лесу. Поделитесь своими впечатлениями.
3. Опишите характер использования леса людьми. (см. в приложении методику).
4. Установите, какие изменения происходят в лесу под влиянием деятельности людей. (см. приложение)
5. Составьте рекомендации по охране, восстановлению, рациональному использованию леса.
6. Разработайте и проведите экскурсию для учеников начальных классов к наиболее интересным объектам (к «заповедному дубу», к муравейникам, к бобровой хатке и т.д.) (см. приложение).

Темы проектов:

1. Изучение состава и структуры сообщества смешанного леса.
2. Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников смешанного леса.
3. Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения.
4. Изучение надземной ярусности растительности смешанного леса.
5. Разнообразие форм крон деревьев и кустарников.
6. Спираль в строении живых организмов.
7. Живые организмы и симметрия.
8. Изучение многообразия мхов и лишайников в сообществе смешанного леса.
9. Редкие растения Рязанской области, произрастающие на территории смешанного леса.

Данная педагогическая система стала формироваться с 2004 года. Первые результаты успешной реализации этой системы были получены в 2005 году. Учащиеся активно принимают участие в различных конкурсах, краеведческих конференциях, ярмарках идей, природоохранных акциях, участвуют в школьных, районных, областных, региональных конкурсах и районных олимпиадах, где занимают призовые места. Кроме этого данная система создает условия для успешной реализации знаний, умений, навыков, полученных на уроках биологии и географии, занятиях школьного лесничества на практике и после окончания школы. Многие выпускники нашей школы выбрали профессии, где пригодятся эти навыки, умения и знания.

Реализация педагогической системы экологического образования на уроках географии и биологии.

Цель системы работы создание условий формирования творческой активности и экологической культуры учащихся.

Для успешного усвоения учебного материала учащимися и создания условий формирования творческой активности экологической культуры были поставлены следующие цели обучения:
        - овладение учащимися экологическими знаниями и умениями в объёме школьной программы по географии и биологии;
        - формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека ;
        - формирование экологического мышления;
        - подготовка школьников к практической деятельности в экономике страны и в быту.

Для достижения данных целей были сформулированы задачи обучения и воспитания:
        - научить учащихся экологической терминологии, решать экологические задачи, предлагать различные пути решения экологических проблем; выявлять причины и типы загрязнений окружающей среды;
        - научить учащихся применять на практике биологические знания как научную основу охраны природы, природопользования, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем;
        - организовывать работу по отработке навыков сравнения, анализа экологических проблем, применения принципов рационального природопользования по разным регионам России; на территории Рязанской области и Сасовского района
        - расширять и углублять научные знания учащихся по данной теме, широко используя краеведческий материал;
        - совершенствовать навыки и умения учащихся поиска необходимой информации в научно-популярной и учебной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет, электронных средствах обучения, во время простейших научных исследований и экскурсий при изучении родного края;
        - дать представление учащимся об основных методах экологии, сформировать основные принципы рационального природопользования;
        - учить детей самостоятельно делать выводы по изученному материалу, по результатам школьных научных исследований; ПРЕДЛАГАТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Нужно отметить, что обучение по данной теме основано на принципах
преемственности, доступности и научности, что позволяет успешно реализовывать поставленные цели и задачи. Реализация системы осуществляется через системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход.

Для повышения эффективности обучения на уроках географии и биологии по данной теме применяю различные методы, приёмы и средства.

Методы:
        - Словесный;
        - Наглядный;
        - Практический;
        - Проблемный;
        - Иллюстративный;
        - Метод контроля;
        - Исследовательский (частично-поисковый).

Они реализуются при помощи следующих приёмов:
        - Графического (вычерчивание схем, таблиц, рисунков; запись новых терминов, определений);
        - Логического (проведение анализа явления, обобщения и систематизации фактов, формулирование выводов);
        - Демонстрационных [демонстрация схем, таблиц, картин, книг, иллюстраций; портретов учёных, путешественников, исследователей; фотографий последствий экологических катастроф; видеофильмов, электронных пособий по географии и биологии (электронных библиотек, интерактивных карт, демонстрационных пособий., видеопрезентаций и т.д.)].

На уроках географии и биологии широко использую следующие средства обучения:
        - Наглядность (модели, схемы, таблицы, рисунки, картины, иллюстрации, портреты, электронные наглядные пособия, карты, атласы);
        - Использование научно-популярной, научной и учебной литературы, интернет-ресурсов;
        - Раздаточный материал, карты-схемы, справочные таблицы, работа с учебником, электронные пособия, интерактивные карты и схемы.

Перечисленные выше методы, приёмы и средства обучения применяю на уроках следующих типов и форм:
        - Урок изучения нового (традиционный комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическая работа, лабораторная работа, семинар); основной целью которого является изучение нового и первичное закрепление полученных знаний;
        - Урок закрепления знаний. Это: практикум , лабораторная работа, семинар т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;
        - Урок обобщения и систематизации знаний. Это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение сведение единичных знаний в систему;
        - Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся. Это: контрольная работа, проверочная работа, зачёт, коллоквиум, смотр знаний, контрольное тестирование. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

На основании данных целей и задач были выработаны требования к результатам обучения, воспитания и развития учащихся, что позволило проверить на сколько успешно и эффективно овладели учащиеся знаниями и умениями по темам «Основы экологии» (биология) и «Человек и природа», уроков, связанных с проблемами рационального природопользования и охраной природы.

Требования к результативности обучения.

В результате изучения географии учащиеся должны:

        - Знать/ понимать:
                A. Основные геоэкологические понятия и термины;
                B. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
                C. Знать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
                D. Знать традиционные и новые методы исследования геоэкологических исследований.
                E. Проблемы современной урбанизации.
                F. Географические аспекты глобальных проблем человечества (загрязнение Мирового океана, сохранение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, истончение озонового слоя и почв).

        - Уметь:
                A. Выделять, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
                B. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов России и мира.
                C. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
                D. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
                E. Сопоставлять геоэкологические карты и географические карты разной тематики (карты «Экологические проблемы России», «Стихийные природные явления», «Экологические проблемы мира»).

        - Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
                A. Чтения карт различного содержания.
                B. Учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями. Их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
                C. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
                D. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
                E. Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических и геоинформационных, ресурсов Интернета.

В результате изучения биологии учащиеся должны:

        - Характеризовать (описывать)основные законы экологии, экологическую терминологию, экосистемы и агроэкосистемы, их основные компоненты, связи компонентов в экосистемах; круговорот веществ в экосистеме, его значение; причины устойчивости и смены экосистемы; биосферу как глобальную экосистему: значение биомассы в круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу, меры их сохранения.
        - Сравнивать ( распознавать, узнавать, определять) экосистемы и агроэкосистемы.
        - Обосновывать ( объяснять, сопоставлять, делать выводы) роль круговорота веществ, регулировании численности популяций в сохранении экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу, вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами; роль заповедников, заказников, национальных парков, ботанических и зоосадов, биотехнологии в сохранении биологического разнообразия, равновесия в биосфере.
        - Овладевать умениями пользоваться источниками информации (интернет-ресурсы, научно-популярная литература, справочная литература, учебная литература, результаты экологических исследований),пользоваться именным и предметным указателем в учебниках и дополнительной литературе; составлять развёрнутые планы-тезисы; готовить рефераты и составлять схемы и таблицы на основе текста учебника и простейших экологических наблюдений; проводить простейшие экологические исследования, пользоваться приборами и инструментами ,необходимыми для экологических исследований.

Требования к развитию учащихся:

После изучения данных разделов учащиеся должны уметь:

        - Определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов экологии;
        - Уметь анализировать полученные в ходе экологических исследований результаты;
        - Высказывать суждения о последствиях антропогенных загрязнений окружающей среды4 устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и антропогенными воздействиями; делать выводы и обобщения;
        - Связно и доказательно излагать учебный материал по биологии и географии , как в устной так ив письменной форме.

Требования к воспитанию:

После изучения данных тем учащиеся должны:

        - Раскрывать идею бережного отношения к окружающей среды;
        - Уметь объяснять причины возникновения глобальных экологических проблем и принципы рационального природопользования; различия между заповедниками ,национальными парками, памятниками природы;
        - На конкретных примерах раскрывать роль географии и биологии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: продовольственной и экологической; осознавать необходимость экологического обучения в школе.
        - После выработки данных требований и для того чтобы реализовать поставленные задачи были составлены критерии оценки знаний учащихся по данным вопросам.

Критерии оценки знаний учащихся:

«2» ----- знание отдельных терминов:
«3» ----- знание терминологии и отдельных законов;
«4» ----- знание терминологии и законов экологии, уметь решать простейшие экологические задачи , составление простейших схем и таблиц( пищевые цепи, сравнение агроценоза и естественной экосистемы, природные ресурсы, виды загрязнений); уметь работать с географическими картами различного содержания;
«5» ----- знание терминологии, законов, глобальных экологических проблем; уметь проводить анализ, сравнивать, выявлять и прогнозировать причины и следствия хозяйственной деятельности человека , предлагать и обосновывать пути решения экологических проблем, разрабатывать механизмы решения по преодолению экологических проблем на региональном и локальном уровнях, составлять и решать простейшие экологические задачи, составлять схемы и таблицы на сравнение различных экосистем, знать признаки заповедников ,заказников, национальных парков, уметь находить и обрабатывать информацию из учебной, научно-популярной литературы, Интернет-ресурсов, справочной литературы, умения работать с географическими картами, находить информацию в них информацию и делать выводы, знать принципы рационального природопользования, знать основные типы отношений организмов и окружающей среды.

Перед учителем географии и биологии стоит ответственная задача по воспитанию у школьников сознательного отношения к природным богатствам нашей страны на основе понимания ими сущности процессов взаимодействия природы и общества. Систематическая работа на уроках по экологическому образованию на протяжении всех лет обучения географии и биологии дает возможность расширить и углубить представления учащихся о сущности охраны природы, формирует у детей чувство гражданского долга, умение охранять природу от загрязнения и истощения.

Только с помощью научных знаний и экологического воспитания можно изменить сложившиеся у людей на протяжении многих веков представление о неисчерпаемости природных богатств.

...Уже на первых уроках биологии и географии, связанных с вопросами экологии, обращаю внимание учащихся на актуальность этой проблемы.

В курсе биологии 6 класса дается понятие «экология» на первом уроке «Биология – наука о живой природе»; на уроках, где изучаем особенности строения растений, также рассматриваем отдельные вопросы, связанные с изучением влияния экологических факторов на растительные организмы и на возникновение приспособлений у них. Так при изучении темы урока «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев», рассматривая причины возникновения видоизменений листьев, привожу детям примеры видоизменений листьев:
колючки у кактусов, мелкие листья у наших вечнозелёных растений – вереска, брусники, клюквы, которые способны сохраняться и под снегом; рассматриваем гербарные экземпляры растений разных мест обитания, делаем выводы, заполняем таблицу:

Видоизменения листьев
Видоизменение листьев Название растения Значение приспособления
Колючки кактус Уменьшает испарение воды
Мелкие листья с восковым налётом брусника
клюква
Уменьшает испарение воды, защита от низких температур
Ловчие листья росянка
жирянка
венерина мухоловка
Питательная. Обогащают растения дополнительным азотом

В теме «Голосеменные растения», изучая особенности хвойных растений по гербарным экземплярам, по образцам, собранным на экскурсии и на занятиях школьного лесничества, обращаю внимание на приспособленность этих растений к условиям обитания, после этого дети заполняют таблицу и делают выводы о особенностях хвойных, произрастающих в окрестностях Кустарёвки (урок - лабораторная работа).

Сравнение хвойных растений

Признаки сравнения

Ель обыкновенная

Сосна обыкновенная

Отношение к почве    
Отношение к свету    
Отношение к воде    
Форма кроны    
Продолжительность жизни хвоинок    
Высота дерева    
Возраст дерева    

В конце курса биологии 6 класса изучается тема «Природные сообщества», где на протяжении 5 уроков даются понятия «экологические факторы», их характеристика и характеристика основных экологических групп растений, «растительное сообщество», взаимосвязи в сообществе. В конце изучения этой темы я провожу экскурсию «Влияние деятельности человека на природные сообщества»; где в ходе экскурсии выявляем сезонные изменения у растений, устанавливаем зависимость этих изменений от погодных условий, определяем их приспособленность к среде обитания, выявляем влияние деятельности человека на сообщество смешанного леса. Природное сообщество изучаем по плану:

        1. Какие растения относятся к раннецветущим? Почему они получили такое название?
        2. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
        3. Перечислить названия виденных кустарников, указать их практическое значение?
        4. Какие травы растут в этом сообществе?
        5. Какие организмы-симбионты растут в этом сообществе?
        6. Встречаются ли редкие и исчезающие растения встречаются в нём?

Совместно с учащимися разрабатываем памятку поведения людей в лесном сообществе (см. приложение).

В курсах биологии 9-11 классов вопросы экологии рассматриваются при изучении раздела «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человек».

Изучая тему «Основные типы экологических взаимодействий», обращаю внимание детей на многообразие этих взаимоотношений, причины их многообразия, после чего дети заполняют схему: «Типы экологических взаимодействий». В качестве примеров привожу сама примеры различных взаимодействий, используя краеведческий материал, дети также дополняют эти примеры.

Экологические взаимодействия

Огромную роль при изучении вопросов экологии играет использование электронных средств обучения. На уроках по этой теме использую: электронные уроки и тесты, видеопрезентации, видеофильмы, диски «Виртуальная школа по биологии Кирилла и Мефодия», электронные тесты, электронные дидактические карточки , которые используются как при изучении нового материала, так и при его проверке. Например, при изучении темы «Основы рационального природопользования» при проверке домашнего задания используются электронные тесты.

Пример теста.
1. Закончите предложение:
        Природные ресурсы – это ____________________________________________________.
2. Ответьте на вопрос:
        Сможет ли человечество преодолеть экологический кризис? __________________
        ______________________________________________________________________.

Также используются при проверке знаний учащихся и традиционные способы проверки при помощи заданий контрольных и самостоятельных работ, контрольного тестирования, дидактических карточек и ответа у доски (см. приложение).
В курсе географии вопросам экологии уделяется большое внимание.

При изучении этих вопросов использую как традиционные методы, способы и средства обучения, так и новейшие средства обучения: электронные уроки и тесты, видеофильмы, электронные энциклопедии, электронные динамические пособия, интерактивные карты, интерактивные модели, диски из серии «Виртуальная школа по географии Кирилла и Мефодия», издательств «Просвещение» и «Дрофа».

Экологические проблемы на уроках географии рассматриваются в темах: «Человек и природа», при характеристике природы и природных ресурсов России и крупных природных регионов страны, Рязанской области (8 класс), «Взаимосвязи компонентов природы», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» (6 класс);при изучении страноведческого материала 7 и 10 классов эти вопросы рассматриваются при изучении природы и экономики отдельных материков и отдельных стран; в курсе 9 класса они рассматриваются при изучении общей характеристики отдельных межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства, так и при изучении отдельных крупных регионов России, при изучении экономики Рязанской области, Сасовского района и отдельных экономических центров, районов страны.

Уроки по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» (8 класс) начинаю словами А. де Сент-Экзепюри: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь».

Разговор продолжаю рассказом о значении воды в жизни человека, об использовании подземных вод, крупных рек и озёр, болот; обращаю внимание детей на важность малых рек и ручьёв, которые часто являются нерестилищами пресноводных рыб, источниками водоснабжения и местом отдыха людей, питают собой крупные реки и озёра. Это помогает учащимся понять, почему так важно охранять полноводность и чистоту не только крупных, но и малых рек, болот, изучаем водные ресурсы, водный кадастр, рассматриваем антропогенное воздействие на них и их последствия, проблемы рационального использования воды. Привожу данные о расходах пресной воды в быту и на производстве (см. приложение). При изучении этой темы использую интерактивную карту «Физическая карта России», электронные наглядные пособия « Внутренние воды России» издательства: «Дрофа» и издательства «Просвещение». Обращаю внимание учащихся на проблемы сохранения чистоты рек Рязанской области (рек: Цна, Мокша, Ока, Трубеж, Проня и других). Выясняем основные причины загрязнения рек области, предлагаю учащимся в качестве домашнего задания разработать пути сохранения чистоты вод малых рек Рязанщины (1 вариант), пути рационального использования речных вод области (2 вариант).

Все это позволяет создавать условия для формирования творческой активности учащихся на уроках, способствует повышению интереса к учёбе, к самореализации личности, обеспечивает общекультурное развитие личности, позволяет учащимся приобрести такое важное умение как учиться и развивать свой творческий потенциал учащегося.

Читать далее...

         


ИД(М)Ц

Гостевая книга


Главная

Написать письмо

  

Ком.по делам мол.Ряз.обл.  Рязанск.обл.инс-т разв.образ.  Минобразования Ряз.обл.  Департамент МП Минспорта РФ  ФА РФ по делам молодежи  Минобразования РФ  Ссылка на фильм =Учитель года=  Новости Сасова  Погода по Сасову

Сайт оптимизирован для разрешения экрана в 1280 пикселов в ширину и более. За основу использованного в заголовке страницы рисунка взято изображение с общедоступного сайта "Библиотека 2.0 школ Хабаровского края" — http://live.bibnout.ru (конечный URL рисунка: http://live.bibnout.ru/wp-content/uploads/2010/05/0_3bfb9_2974f1b5_-1-L.jpg). Кроме указанного рисунка: © Управление образования и молодежной политики муниципального образования — Сасовский район (Рязанская область).