|
МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»
(Сасовский район, Рязанская область), 2011 год
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии.
Система экологического образования как условие формирования творческой
активности и экологической культуры учащихся средней школы
Содержание
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии,
педагог дополнительного образования ЦДТ Сасовского района Рязанской области.
Тематическое планирование по вопросам экологии
в курсах географии и биологии 6 – 11 классов
Тематическое планирование составлено с учётом
примерной программы Министерства образования Российской Федерации (2004 г.),
государственных стандартов по географии и биологии (2004 года) и авторских
программ:
- по биологии ( 6-11 классы) программа В.В. Пасечника;
- по географии 6-10 классов программа В.П. Максаковского,
И.И. Бариновой, В.А. Коринской, И.В. Душиной и др.
Тематическое планирование по географии 6 класса
(учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой
«География. Начальный курс». М.: «Дрофа», 2008-2009 год, 68 часов за год,
2 часа в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Строение Земли.
Земные оболочки. |
Гидросфера.
1. Искусственные водоёмы.
Загрязнение гидросферы (п. 33,34)
Атмосфера.
2. Причины, влияющие на климат (п. 45)
Биосфера.
3. Воздействие организмов
на земные оболочки (п. 49)
Взаимосвязи компонентов природы.
4. Природный комплекс (п. 50).
5. Повторение и обобщение темы:
«Биосфера. Взаимосвязь компонентов
природы».
|
Комб., урок с икт.
Комб., урок с икт.
Систематизации и обобщ.,
урок с икт.
Урок изучения
нового, с икт.
Урок обобщения и
систематизации знаний,
практическая работа
|
2. |
Население Земли |
1. Человек – часть биосферы (п. 54). |
Урок комб., с икт. |
3. |
Влияние природы на жизнь и
здоровье человека |
1. Стихийные природные явления (п. 55) |
Урок изучения
нового, с икт. |
4. |
Повторение и обобщение
изученного за год |
1. Изучение вод своей местности.
Выявление влияний человека
на природный комплекс смешанного леса.
2. Антропогенные комплексы своей местности. |
Экскурсия, практ. работа
на местности
Экскурсия, практ. работа |
Тематическое планирование по географии 7 класса
(учебник В.А. Коринской, И.В. Душиной,
В.А. Щенёва, «География материков и океанов», М.: «Дрофа», 2008-2009 год,
3 часа в неделю, 102 часа за год).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Гидросфера. Мировой океан
―
главная часть гидросферы |
1. Жизнь в океане (п. 11).
2. Взаимодействие океана
с атмосферой и сушей (п. 12). |
Комб., урок с икт.
Практическая работа,
урок с икт. |
2. |
Географическая оболочка |
1. Природные комплексы суши
и океана, природная зональность
(пп. 14-15).
2. Освоение Земли человеком.
Страны мира (п. 16).
|
Практическая работа
с икт.
Урок изучения
нового,
практическая работа с икт |
3. |
Океаны. |
1. Тихий океан (п. 17).
2. Индийский океан (п. 18).
3. Атлантический океан (п. 19).
4. Северный Ледовитый океан (п. 20) |
Уроки изучения
нового, практические
работы с икт.
|
4. |
Южные материки. |
1. Общие особенности расположения
природных зон.
Почвенная карта (п. 23). |
Урок изучения
нового с икт. |
5. |
Африка.
Природа. |
1. Природные зоны.
Влияние человека на природу.
Заповедники и национальные парки
(пп. 28, 290 – 2 часа.
2. Повторение и обобщение темы
«Африка» - 2 часа.
|
1.Урок изучения
нового с икт;
2.Практическая
работа.
1.Урок систематизации и
обобщения знаний;
2.Урок контроля знаний и
умений (контрольное
тестирование) |
6. |
Австралия.
Природа.
Население и хозяйство. |
1. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат и внутренние воды (пп. 35,36).
2. Природные зоны.
Своеобразие органического мира (п. 37). |
Урок изучения
нового и
практическая работа, с икт.
Урок изучения
нового,
урок с икт. |
7. |
Океания. |
1. Океания. Природа,
население и страны. |
Урок изучения
нового, практическая работа,
с икт. |
8. |
Южная Америка.
Природа.
Население и страны. |
1. Климат (п. 42).
2. Внутренние воды (п. 43).
3. Природные зоны (п. 44).
4. Повторение и обобщение темы:
«Южная Америка» - 2 часа.
|
Уроки изучения
нового, с икт;
практическая работа.
1.Урок систематизации и
обобщения знаний с икт.
2.Урок контроля и
проверки знаний
(контрольное тестирование). |
9. |
Антарктида. |
1. Природа Антарктиды (п. 49).
2. Повторение и обобщение темы.
|
Урок изучения нового,
практическая работа с икт.
Урок обобщения и
систематизации знаний. |
10. |
Северные материки. |
1. Общие особенности природы
северных материков (п. 50). |
Урок изучения нового.
|
11. |
Северная Америка.
Природа.
Население и страны. |
1. Климат ( п. 53).
2. Природные зоны (п. 55).
3. Внутренние воды ( п. 54).
4. Повторение и обобщение темы
«Северная Америка» – 2 часа.
|
Уроки с практ работой,
изуч. нового материала
с икт.
1.Урок систематизации и
обобщения знаний.
2. Урок контроля знаний
(контрольное тестирование). |
12. |
Евразия.
Природа.
Население и страны. |
1. Климат (п. 63).
2. Внутренние воды. ( п. 64).
3. Природные зоны ( п. 64).
4. Повторение и обобщение темы «Евразия» – 2 часа. |
Уроки изучения
нового с икт,
практические работы.
Уроки систематизации и
обобщения, контроля
(контрольное тестирование). |
13. |
Географическая оболочка –
наш дом. |
1. Закономерности географической
оболочки (п. 79).
2. Взаимодействие природы и
общества (п. 80).
3. Изменение природы хозяйственной
деятельностью человека (п. 81).
4. Повторение и обобщение темы:
«Географическая оболочка –
наш дом» - 2 часа.
|
Уроки систематизации и
обобщения с икт.
Урок систематизации и
обобщения.
Урок контроля
(контрольное тестирование). |
Тематическое планирование по географии 8 класса
(учебник И.И. Бариновой» География. Природа
России», М.: «Дрофа», 2007-2009 год, 68 часов за год, 2 часа в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Введение. |
1. Моря России.
|
Урок изучения
нового, с икт,
практическая работа. |
2. |
Рельеф. Геологическое
строение и
полезные ископаемые. |
1. Минеральные ресурсы России.
|
Урок изучения
нового, с икт,
практическая работа. |
3. |
Климат России. |
1. Климат и человек.
Климатические ресурсы.
2. Итоговый урок по теме
«Климат России». |
Урок изучения нового
с икт.
Урок контроля знаний
(тематическое тестирование). |
4. |
Внутренние воды и
водные ресурсы России. |
1. Разнообразие внутренних
вод России. Реки.
2. Озёра, болота, подземные воды.
Ледники, многолетняя мерзлота.
3. Водные ресурсы. Охрана вод.
4. Итоговый урок
по теме «Водные ресурсы» |
Уроки изучения
нового, практические работы
с икт
Урок систематизации и
обобщения с икт. |
5. |
Почвы и почвенные
ресурсы. |
1. Почвенные ресурсы
России. |
Практическая работа
с икт. |
6. |
Растительный и животный
мир России. |
1. Животный мир.
Охрана органического мира.
2. Охрана биологических ресурсов. |
Уроки изучения
нового материала с икт.
|
7. |
Природные комплексы
России |
1. Моря как крупные
природные комплексы.
2. Природные зоны.
Высотная поясность — 4 часа.
3. Итоговый урок:
«Природные комплексы России». |
Уроки изучения
нового,
практические работы, с икт.
Урок систематизации и
обобщения. |
8. |
Крупные природные
комплексы. |
1. Природные ресурсы
Русской равнины и
проблемы рационального
использования.
2. Природные комплексы
Северного Кавказа.
3. Природные уникумы Урала.
Экологические проблемы Урала.
4. Природные ресурсы
Западно-Сибирской равнины и
проблемы их освоения.
5. Условия работы и быта человека
в условиях Западной Сибири.
6. Природные комплексы
Восточной Сибири.
7. Озеро Байкал –
жемчужина Сибири.
8. Природные ресурсы
Восточной Сибири и
проблемы их освоения.
9. Природные комплексы
Дальнего Востока.
Природные уникумы.
Природные ресурсы
Дальнего Востока — 2 часа.
10. Природные комплексы России.
|
Урок изучения
нового ,с икт.
Урок изучения нового,
практическая работа, с икт.
Урок–конференция
с икт.
Урок–конференция,
с икт.
Урок-практикум с икт,
изучения нового.
Урок изучения нового,
практическая работа с икт.
Урок изучения нового,
с икт.
Урок практической работы
с икт.
Уроки изучения
нового с икт,
практическая работа.
Урок обобщения и
систематизации. |
9. |
Человек и природа. |
1. Влияние природных условий
на жизнь и здоровье человека.
2. Стихийные природные явления.
3. Антропогенное воздействие
на природу.
Использование природных ресурсов.
4. Экологические проблемы и
экологическая ситуация в России. |
Урок изучения
нового с икт.
Урок изучения нового
(урок–суд) с икт.
Урок систематизации и
обобщения
Урок–практикум
с икт. |
Тематическое планирование по географии 9 класса
(учебник В.П. Дронова, В.Я. Рома
«География. Россия. Население и хозяйство», М.: «Дрофа», 2008-2009 год, 68
часов за год, 2 часа в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Общая часть курса. Место России в
мире. |
Экономико-, транспортно-,
эколого-географическое
положение и геополитическое
положение России. |
Урок изучения нового, с икт. |
2. |
Географические особенности экономики
России. |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. |
Урок комб.,
практическая работа с икт |
3. |
Важнейшие межотраслевые комплексы
России. |
1. Роль, значение, проблемы
развития машиностроения.
2. Военно-промышленный комплекс.
3. Роль, значение и проблемы
топливно-энергетического комплекса.
4. Металлургический комплекс.
Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса.
5. Черная и цветная металлургия.
6. Факторы размещения
химической промышленности.
7. Лесная промышленность.
8. Повторение и обобщение темы
«Важнейшие межотраслевые комплексы
промышленности России».
9. Состав и значение АПК России.
10. Земледелие и животноводство.
11. Пищевая и лёгкая промышленность.
12. Состав инфраструктурного комплекса.
Роль транспорта.
13. Повторение и обобщение
темы «Инфраструктурный комплекс». |
Урок изучения нового
(исследовательская работа),
с икт,
Урок изучения нового.
Урок изучения нового
(практическая работа) с икт.
Урок изучения нового
материала с икт.
Урок комплексного
применения знаний
(урок-практикум) с икт.
Урок изучения нового с икт, практическая работа.
Урок комплексного применения
знаний (практикум) с икт.
Урок систематизации и
обобщения знаний с икт.
Урок изучения нового с икт.
Урок комб. с икт.
Урок комб. с икт.
Урок изучения нового с икт.
Урок обобщения и
контроля знаний. |
4. |
Региональная часть курса.
Западный макрорегион. |
1. Центральная Россия.
Состав, исторические изменения
географического положения,
общие проблемы.
2. Европейский Север.
Географическое положение,
природные условия и ресурсы.
3. Европейский Юг —
Северный Кавказ.
Географическое положение,
природные условия и ресурсы.
4. Поволжье.
Географическое положение,
природные условия и ресурсы.
5. Урал. Географическое положение,
природные условия и ресурсы.
6. Повторение и обобщение темы:
западный макрорегион –
Европейская часть страны ― 2 часа.
|
Урок изучения
нового с икт.
Урок
комплексного применения
знаний, с икт.
Урок комплексного
применения знаний
с икт.
Урок комплексного
применения знаний
(практическая работа) с икт.
Урок комплексного
применения знаний
(практикум) с икт.
1. Урок обобщения знаний
учащихся.
2. Урок проверки и контроля
знаний (тестирование) |
5. |
Восточный макрорегион
—
азиатская часть России. |
1. Этапы, проблемы и
перспективы развития экономики.
2. Западная Сибирь.
3. Восточная Сибирь.
4. Дальний Восток. |
Урок изучения
нового (исследовательская
работа) с икт.
Уроки комплексного
применения знаний с икт.
|
6. |
Повторение в конце года. |
1. Обобщающее повторение:
Россия на карте мира — 2 часа. |
1. Урок систематизации и
обобщения изученного с икт.
2. Урок проверки и контроля
знаний. |
(рисунок взят с сайта экологического центра "Экосистема" /руководитель
А.С.Боголюбов;
адрес сайта: www.eсоsystеmа.ru).
Тематическое планирование по географии 10 класса.
(учебник В.П. Максаковского «Экономическая
и социальная география мира. 10 класс», М.: «Просвещение», 2008-2009 гг., 68
часов за год, 2 часа в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Общая экономико-географическая
характеристика мира. |
1. Географическая среда как сфера
взаимодействия общества и природы ― 2
часа.
2. География мировых
природных ресурсов ― 2 часа.
3.Урбанизация.
4.Состав и уровень жизни
населения мира.
5. Мировое хозяйство. МГРТ.
6.Загрязнение окружающей среды и
экологические проблемы человечества.
|
1. Уроки изучения нового
(лекция с элементами
беседы) с икт.
2. Урок-лекция,
урок-практикум.
3. Урок изучения нового
(лекция-практикум) с икт.
4. Урок изучения нового
(лекция ) с икт.
5. Урок изучения нового с икт,
(лекция с элементами
эвристической беседы).
6. Урок комплексного
использования знаний
(конференция) с икт. |
2. |
Региональная характеристика мира. |
1. Общая характеристика
экономически развитых регионов мира. |
1. Урок-лекция.
|
3. |
Глобальные проблемы
человечества
(обобщение знаний). |
1. Обоснование глобальных
проблем человечества.
2. Глобальные прогнозы,
гипотезы, проекты.
3. Стратегия устойчивого развития.
|
1. Урок комплексного
применения знаний
(семинар с икт).
2. Урок изучения нового
с элементами систематизации
знаний с икт.
3. Урок систематизации и
обобщения знаний с икт. |
Тематическое планирование по биологии 6 класса.
(учебник В.В. Пасечника «Биология.
Бактерии. Грибы. Растения», М. «Дрофа» 2004-2009 гг., 68 часов в неделю,
2 часа в неделю)
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Введение. |
1. Биология — наука о живой
природе.
2. Многообразие живых организмов.
Осенние явления в жизни
растений и животных. |
1. Урок изучения нового
(вводный) с икт.
2. Урок изучения нового
(экскурсия)
|
2. |
Царство Бактерии. |
1. Бактерии, их роль в природе и
жизни человека. |
1.Урок изучения нового
с икт. |
3. |
Царство Грибы. |
1.Общая характеристика грибов.
2. Шляпочные грибы.
|
1. Урок изучения нового.
2. Урок изучения нового
(лабораторная работа). |
4. |
Царство Растения. |
1. Разнообразие, распространение,
значение растений. |
1. Урок комплексного
применения знаний с икт. |
5. |
Строение и многообразие
цветковых
растений. |
1. Условия произрастания и
видоизменения корней.
2. Влияние факторов среды
на строение листа.
Видоизменения листьев.
3. Видоизменения побегов.
4.Распространение плодов и
семян. |
1. Урок изучения нового
(лабораторная работа) с икт.
2. Урок изучения нового
(лабораторная работа) с икт.
3. Урок комплексного
использования знаний
(лабораторная работа).
4. Урок изучения нового
(лабораторная работа) с икт. |
6. |
Жизнь растений. |
1. Испарение воды растениями.
Листопад.
2. Зимние явления в жизни
растений и животных.
|
1. Урок изучения
нового с икт.
2. Урок комплексного
применения знаний
(экскурсия). |
7. |
Природные
сообщества. |
1. Основные экологические факторы
и их влияние на растения.
2. Характеристика экологических
групп растений.
3. Растительные сообщества.
Взаимосвязи растений в сообществе.
4. Растительные сообщества
и человек. |
1. Урок изучения нового с икт.
2. Урок изучения нового
(лабораторная работа) с икт.
3. Урок изучения нового с икт.
4. Урок комплексного применения
знаний (экскурсии) |
8. |
Развитие
растительного мира. |
1. Влияние хозяйственной деятельности
человека на растительный мир.
Охрана растений. |
1. Урок систематизации и
обобщения знаний.
|
Тематическое планирование по биологии 7 класса.
(учебник В.В. Латюшина, В.А. Шапкина
«Биология. Животные», М. «Дрофа» 2004-2009 гг., 68 часов за год, 2 часа
в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Развитие и закономерности
размещения животных
на Земле. |
1. Ареалы обитания.
Миграции. Закономерности
размещения животных. |
1. Урок изучения нового
материала с икт. |
2. |
Биоценозы. |
1. Естественные и
искусственные биоценозы.
2. Факторы среды и
их влияние на биоценозы.
3. Цепи питания.
Поток энергии.
4. Взаимосвязь компонентов
биоценоза и их
приспособленность друг другу. |
1. Урок изучения
нового материала.
2. Урок систематизации
знаний с икт.
3. Урок изучения нового
(семинар) с икт.
4. Урок систематизации
знаний и изучения
нового с икт. |
3. |
Животный мир и хозяйственная
деятельность человека. |
1. Воздействие хозяйственной
деятельности человека
на животных.
2. Законы России об охране
животного мира. Система мониторинга.
3. Охрана и рациональное
использование животного мира.
Красная книга.
4. Изучение взаимосвязей животных
с другими компонентами
биоценоза.
|
1. Урок обобщения и
систематизации знаний
с икт.
2. Урок изучения
нового с икт.
3. Урок комплексного
применения знаний
(практикум) с икт.
4. Урок систематизации и закрепления знаний
(экскурсия
с практической
работой). |
Тематическое планирование по биологии 9 класса
(учебник А. Каменского, Е.А. Криксунова,
В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию», М. «Дрофа»,
2009 г., 68 часов, 2 часа в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Организм и среда. |
1. Экологические факторы.
Условия среды.
2. Общие закономерности влияния
экологических факторов на организмы.
3. Экологические ресурсы.
Адаптации организмов к различным
условиям существования.
4. Колебания численности организмов.
Экологическая регуляция.
|
1. Урок изучения
нового материала с икт.
2. Урок изучения
нового материала
(семинар) с икт.
3. Урок изучения нового
с икт ( комб.)
4.Урок изучения нового
(лекция с элементами
эвристической беседы) с икт |
2. |
Биосфера и человек. |
1. Антропогенное воздействие
на биосферу. Основы
рационального природопользования. |
1. Урок комплексного
применения знаний
(семинар) с икт. |
3. |
Повторение и обобщение темы:
«Основы экологии» — 2 часа. |
|
1. Уроки обобщения и
контроля знаний
(тестирование)
|
Тематическое планирование по общей биологии 10-11 классов
(учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова,
В.В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы», М. «Дрофа», 2007-2009 гг.,
68 часов за год, 2 часа в неделю).
п/п № |
Тема раздела: |
Тема урока: |
Тип урока: |
1. |
Основы экологии |
1. Что изучает экология?
|
1. Урок изучения
нового с икт. |
|
|
2. Среда обитания.
Факторы среды. |
2. Урок-практикум
с икт |
|
|
3. Местообитание и
экологические ниши. |
3. Урок–лекция
с икт. |
|
|
4. Основные типы
экологических взаимодействий. |
4. Урок-семинар
с икт. |
|
|
5.Конкурентные взаимодействия.
|
5. Урок изучения
нового (практикум)
с икт. |
|
|
6. 0сновные экологические
характеристики популяции. |
6.Урок–лекция
с икт. |
|
|
7. Динамика популяций.
|
7. Урок изучения
нового материала
с икт. |
|
|
8. Экологические сообщества.
|
8.Урок комб.
с икт. |
|
|
9. Структура сообщества.
|
9. Урок изучения
нового материала
с икт. |
|
|
10. Взаимосвязь организмов
в сообществах. |
10. Урок изуч.
нового с икт. |
|
|
11. Пищевые цепи.
|
11. Урок изуч.
нового материала
с икт. |
|
|
12. Экологические пирамиды.
|
12.Урок изуч.
нового с икт. |
|
|
13. Экологические сукцессии. |
13. Урок изучения
нового материала
с икт. |
|
|
14. Влияние загрязнений
на живые организмы.
|
14. Урок –семинар
с икт. |
|
|
15. Основы рационального
природопользования.
|
15. Урок изуч.
нового материала
с икт. |
|
|
16. Повторение и обобщение
темы «Основы экологии». |
16. Урок систематизации и
обобщения. |
|
|