Кто не знает, в какую гавань плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека

  

Банк передового педагогического опыта

 

Галушко Л.Т., учитель биологии и географии
МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»

Система экологического образования как условие формирования творческой активности и экологической культуры учащихся средней школы

(часть 3)

  

          

МОУ «Кустарёвская средняя общеобразовательная школа»
(Сасовский район, Рязанская область), 2011 год
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии.
Система экологического образования как условие формирования творческой активности и экологической культуры учащихся средней школы

Содержание

 

Галушко Л.Т.
Галушко Лилия Тимофеевна, учитель биологии и географии, педагог дополнительного образования ЦДТ Сасовского района Рязанской области.

 

Вернуться назад...

Приложение (часть 1)

Орнитологическая экскурсия для учащихся 6-9 классов, занимающихся в творческом объединении «Школьное лесничество»

Тема экскурсии: «Птицы на территории и в окрестностях посёлка Кустарёвка».

Цель экскурсии:

1. Познакомить учащихся с видовым составом птиц, встречающихся на территории посёлка и в его окрестностях.
2. Расширить кругозор знаний учащихся о видовом многообразии орнитофауны родного края.
3. Научить учащихся простейшим наблюдениям за птицами ( выявлять отличительные внешние особенности птиц обитателей родного края).
4. Объяснить на примере местных видов птиц, какое значение они имеют в природе, их приспособленность к среде обитания.

Маршрут экскурсии:

1. Территория посёлка от школы до ж/д вокзала , далее до ул. лесной.
2. Окрестности посёлка от школы до прудов, так называемой в народе «водокачки», смешанный лес в окрестностях посёлка.

Оборудование: бинокли, ручки, блокноты, наручные часы, определители видов птиц, фотоаппарат.

План экскурсии:

    1.Птицы на территории посёлка:
        а) белая трясогузка,
        б) воробьи,
        г) ворона.
    2. Птицы в окрестностях посёлка:
        в лесу большой пёстрый дятел.

Методика проведения экскурсии:

1. По ходу экскурсии ребята сами называют птиц, которых они видят.
2. Где есть возможность, организуется наблюдение за птицами. Учитель, он же руководитель школьного лесничества, даёт пояснение к каждой птице.
3. Подведение итогов экскурсии.

Время проведения экскурсии: весна.

 

Ход экскурсии:

1. Птицы на территории посёлка.

Трясогузка белая        Первый объект наблюдений - Трясогузка белая.

Беседа с учащимися по вопросам:

        • Какие птицы встречаются на территории нашего посёлка?
        • Что это за птица? (белая трясогузка)
        • Рассмотрите её оперение, понаблюдайте за её поведением. (У неё голова, грудь – чёрные, щёки белые, спина серая, хвост белый с чёрными и серыми продольными расцветками, брюшко светло-серое. Она торопливо бегает по дорожкам, тропинкам. взлетает, чтобы поймать насекомых и вновь опускается на землю).
        • Каковы её размеры? (трясогузка изящная птица величиной с воробья).
        • Посмотрите на полёт трясогузки? Каков он? (волнообразный, волнообразно-плавный).
        • Послушайте, какой она издает крик? (цизи-цизи-цизи).
        • Где гнездятся трясогузки? (Белые трясогузки гнездятся под крышами строений, в поленницах дров, куче камней, иногда в скворечнях).
        • Почему эту птицу так называют? (У трясогузки длинный хвост. Он постоянно в движении — птица как будто трясёт им. Отсюда и название трясогузка).

Дополнение со стороны учителя:
Птенцы у трясогузки появляются в конце мая. Своё местонахождение они выдают громким писком. Трясогузка белая типичная насекомоядная птичка. Она поедает огромное количество насекомых. В сентябре улетает от нас в Африку, в долину реки Нил.


        Второй объект наблюдений – Воробей полевой.        Воробей

Беседа по вопросам:

        • Расскажите, что вы знаете о воробьях.
        • Посмотрите на эту стайку воробьёв. Все ли они одинаковы по окраске? (В стайке, приблизительно, 10 воробьёв, из них 2 по оперению не похожи на других. У этих двух воробьёв белые щёки, большое чёрное пятно посередине, окраска головы коричневая. Это полевой воробей).
        • Чем питается воробей? (Летом воробьи усиленно истребляют насекомых-вредителей. За 1 час один воробей съедает 10 крупных насекомых. Семья воробьёв (самец, самка и 5 птенцов) в течение 1 часа съедает 70 насекомых, за весь длинный летний день  не менее 1000 насекомых. За период выкармливания одного выводка  не менее 30000 насекомых, а при двух 60000!

Вот какой отменный аппетит у воробья!

        • Где гнездятся воробей полевой и домовый воробей? (Полевой воробей гнездится в дуплах деревьев, в скворечниках, а домовый воробей в щелях крыш, наличниках).

Дополнение учителя: зимой обязательно воробьёв надо подкармливать, так как зимой им сложно добыть пропитание. (Им страшна бескормица, а не морозы).


Серая ворона        Третий объект наблюдений Ворона серая.

Беседа по вопросам:

        • Какая птица обитает недалеко от школьной столовой? (Серая ворона)
        • В какое время года мы можем увидеть серую ворону? (Мы её видим в течении года)
        • Ворона – это перелётная птица или нет? (Это не перелётная птица, но она способна откочёвывать на большие расстояния в холодное время года, поэтому зимой мы видим серых ворон из более северных мест обитания этой птицы).
        • Часто ворону называют глупой птицей? Верно ли это? (Нет, не верно. Ворона очень умная птица. Если ворона видит человека идущего с палкой, то она осторожно подпустит близко человека к себе. Но если человек с ружьём в руках, то ни одна ворона не подлетит на расстояние выстрела.)
        • Разглядим очень внимательно голову и грудь сидящих ворон. Что заметили? (У одних сидящих ворон чёрных пятен на груди и на голове больше, чем у других. Это самцы, а остальные  самки.)
        • Чем питаются вороны? (Зимой – различными отбросами. Весной и летом – червями, лягушками, слизнями, мышами).
        • Почему, увидев ворону, другие птицы начинают беспокоиться? (Ворон вытаскивает из гнёзд яйца или птенцов. Поэтому мелкие птицы встречают ворону беспокойными криками. Не откажется ворона и от цыплёнка, утёнка, гусёнка, которые ей попадутся возле жилья. За всё это ворону похвалить нельзя. Но такая пища для неё не основная. Она приносит больше пользы, истребляя вредителей сельского хозяйства.)


2. Птицы в окрестностях посёлка. (Сообщество смешанного леса).

        Объект исследования Большой пёстрый дятел.        Пёстрый дятел

Беседа с учениками в смешанном лесу по маршруту экскурсии:
        • Вслушаемся в тишину смешанного леса. что услышали? (стук дятла)
        • Давайте пойдём тихонько на стук и рассмотрим дятла.
        • Рассмотрите его внешность внимательно, как работает дятел.
        • Какой это дятел (Большой пёстрый дятел. Есть в нашем лесу чёрный дятел – желна. Большой пёстрый дятел делает отверстие у дупла круглым, а желна – квадратным.)
        • Как отличить самца и самку у большого пёстрого дятла? (У самца красная шапочка на голове, а у самки – чёрная)
        • Как работает дятел? Что заметили во время его работы? (Стучит по дереву клювом и слушает. Здоровое дерево отзывается звонко, а больное  отзывается глухо. Продолбив отверстие в коре или в древесине, дятел вставляет свой клюв и высовывает длинный до 12 см, круглый, покрытый слизью, со щетинками на конце язык, который движется, как червяк, по ходу насекомого или личинки. Вредитель прилипает к языку и вместе с ним втягивается в глотку.)
        • Где живёт дятел?
        • Посмотрите на дупло нашего дятла. Какое по форме у него входное отверстие? (Входное отверстие называется леток. Большой пёстрый дятел делает его круглым, а желна – прямоугольным.)
        • Какое значение имеет работа дятла для других птиц? (В брошенных дуплах дятла поселяются синицы, горихвостки, поползни и др.)
        • Посмотрите на эти два пня. Что заметили вокруг них? (Кучи брошенных шишек. Это «кузница дятла»).


        Итоги экскурсии:

Беседа по вопросам:

        • Какие птицы обитают на территории посёлка? В его окрестностях?
        • Что узнали нового о птицах?
        • Что больше всего вас поразило на экскурсии?


        Обработка материалов экскурсии:

1. Ребята по результатам экскурсии ищут небольшие заметки о том, что увидели на экскурсии. К ним делаются зарисовки.
2. Если во время экскурсии было принято собирать следы деятельности птиц, то это поручается отдельной группе учащихся. (это шишки, расклёванные дятлом, раковины беззубок, раскрытых воронами, выпавшие птичьи перья).

Примечание: перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж по технике безопасности, ознакомить учеников с правилами поведения в природе, с памяткой «Как вести наблюдения за птицами».
На заметку учителю: наблюдения проводят в разные сроки разные группы учащихся.

        Памятка «как вести наблюдения за птицами».

1. Обращаться очень бережно и осторожно с гнёздами птиц. Не надо подходить к ним слишком часто, не нарушать их естественную обстановку, так как взрослые птицы могут бросить его.
2. Все наблюдения за птицами у гнезда нужно проводить из укрытия (шалашик, куст, зелёные ветки и т.д.), установленного вблизи от расположенного гнезда.
3. Все сведения, полученные во время наблюдений, заносить в этот же день в дневник или записную книжку.
4. В ходе наблюдений надо ответить на вопросы:
      а) Какой птице принадлежит гнездо?
      б) Характер местности, где расположено гнездо?
      в) Установите сроки откладывания яиц, количество яиц.
      г) Участвует самец и самка в насиживании. Кормит ли самец самку во время насиживания? Если да, то сколько раз?
      д) Время насиживания, сроки появления птенцов.
      е) Установить количество прилётов родителей с кормом для своих птенцов в 1 час.
      ж) Определить, какой корм приносят родители своим птенцам.
      з) Как долго птенцы находятся в гнезде? Когда происходит вылет птенцов?
      и) Все ли птенцы сразу покинули гнездо?
      л) Где держится выводок после вылета из гнезда?
 

 

Образцы методик экологических исследований.


Инструкция №1.
Изучение состава и структуры сообщества смешанного леса.

Для выполнения этого задания необходимо сначала выбрать пробную площадку для изучения лесного сообщества.

      Задание 1. Выбор пробной площадки.

Работу по закладке пробной площади проводят в два этапа.

1 этап. Начиная изучение лесного сообщества, выберите подходящий для решения поставленных задач участок растительного покрова леса. Для этого обойдите его в различных направлениях или, если это возможно, осмотрите его с высоты. В ходе осмотра постарайтесь ответить на следующие вопросы:
      - типичен ли растительный покров для изучаемого сообщества смешанного леса?
      - однороден ли растительный покров на обследуемом участке?
      - выделяются ли границы отдельных его частей?
      - если выделяются, то чем они обусловлены?
Все соображения и впечатления запишите в полевой дневник с обязательным указанием даты и географического положения участка.

2 этап. После осмотра всего естественного участка выберите и отмерьте пробную площадь, которая должна иметь чёткие границы. Размеры пробной площади при изучении лесного сообщества составляют 100 кв.м  квадратная площадка 10 на 10 метров.
Для работы нужны колышки, флажки, для обозначения границ участка и компас, с помощью которого вы можете заложить площадку строго необходимой формы, 15-метровая рулетка.
Порядок работы.
1. Вбейте первый колышек или сделайте вешку, отметив лентой или флажком дерево или куст, если они совпадают с выбранной точкой № 1. По компасу сориентируйтесь строго на север, отсчитайте в этом направлении 10 метров парами шагов или рулеткой и отметьте точку № 2.
2. От точки № 2 отсчитайте таким же образом 10 метров в западном направлении  отметьте точку № 3.
3. Определите четвёртую вершину пробной площади, двигаясь от точки в южном направлении.
4. Начертите план выбранной пробной площадки. отметьте на плане в соответствии с масштабом деревья, кустарники, особенности рельефа.

      Задание 2. Составление физико-географической характеристики пробной площади.

Составлять характеристику нужно сразу после выбора и осмотра пробной площади. Для этого надо заполнить бланк. Используя сделанные во время осмотра записи в полевом дневнике, карту той местности, где проводим исследование и начерченный вами план площадки.
При характеристике положения указываем общий характер рельефа – равнина, плато, или низменность. Важно выяснить , какие реки, ручьи расположены рядом, их направление, принадлежность к бассейну крупной реки или озера, есть ли овраги и т.д., тогда станет понятно как описывать положение участка по отношению к долинам или руслам рек, оврагам и другим формам рельефа.
Необходимо обязательно отметить мелкие формы рельефа на обследуемой площади. выявить наличие мелких неровностей: бугров, кочек, промоин, ям и т.п. выяснить их происхождение: антропогенное, в результате деятельности ветра, воды, животных или растений.

Бланк для описания физико-географической характеристики пробной площади

      Дата _________________________________________________
      Географическое положение _____________________________
      Общий характер рельефа _______________________________
      Краткая характеристика почвы ___________________________
      Тип леса ______________________________________________
      Размер пробной площади ________________________________
      Окружение ____________________________________________
      Следы деятельности человека ____________________________
      Мелкие формы рельефа на обследуемой площадке ___________.

      Задание 3. Изучение видового многообразия растений смешанного леса.

Важнейшим компонентом лесного сообщества являются растения. при этом разные виды растений оказывают неодинаковое влияние на условия жизни в сообществе. по силе влияния различаются следующие группы видов растений:
      - виды-«строители» преобладающие виды, оказывающие наибольшее влияние на среду;
      - виды-«постоянные спутники» виды, обычно, присутствующие в сообществе, но не господствующие в нём;
      - господствующие или доминантные виды, которые преобладают в разных ярусах леса.

При этом обратите внимание на то, что сообщества называют по преобладающим в каждом ярусе видам растений. например: дуб черешчатый - лещина обыкновенная – сосна обыкновенная – осока волосистая и др.
виды-«строители» смешанного леса: сосна, дуб, сопутствует им липа, из кустарников господствует лещина обыкновенная, среди трав: копытень европейский или сныть обыкновенная.

На выбранной площадке изучите видовой состав растений смешанного леса. При этом помните, что основное правило изучения строения и жизни растительного сообщества – по возможности полное выявление всех видов, а не только тех, которые в данное время преобладают.

Начинать описание участка надо с какого-нибудь угла площадки, не сходя с места. Перепишите все растения, которые увидите. Затем опустившись на колени, дополните список теми растениями, которые становятся заметными при более внимательном анализе травостоя. Затем медленно идите вдоль одной стороны площади, отмечая новые виды растений. Дойдя до второго угла, задержитесь, а затем продолжайте обход по остальным сторонам площади. В заключении необходимо пройти площадку по диагонали. Это правило изучения распространения видов на площадке соблюдайте неукоснительно.

Затем выявленные виды растений располагаем по жизненным формам. По шкале учёта определяем обилие каждого вида на пробной площади, а также выясняем какую роль играет данный вид в изучаемом сообществе. Внимание! Могут встречаться случайные виды и сорные виды растений, встречающиеся в разных сообществах.
 

Результаты исследования записываем в таблицах:

Вид Жизненная форма Обилие Участие в сообществе

Условные обозначения:

Жизненные формы растений:
дерево - N                   травянистые растения:
кустарник – H               многолетние -
кустарничек - h            двулетние - Θ
                                  однолетние -

Шкала для учёта обилия видов растений в сообществе
(по Друде)
Характеристика обилия Обозначение Сокращённое
обозначение
1. Растения встречаются массой,
особи смыкаются своими надземными частями,
образуя заросль, фон в сообществе
фон ф.
2. Растения встречаются в очень большом или
большом количестве. Надземные части их, однако,
не смыкаются. Балл подразделяется на:
                    весьма обильно
                    обильно
                    довольно обильно
обильно об.


об.3
об.2
об.1
3. Растения встречаются в небольшом количестве,
изредка (рассеяно)
изредка изр.
4. Растения встречаются редко,
единично
редко р.
5. Растение найдено на пробной площади
только в одном экземпляре.
 единично ед.


Инструкция № 2.
Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников.

В районе исследования на пробной площади изучите строение коры различных деревьев и кустарников.
      1. Проведите ладонью по стволу. каков он на ощупь: тёплый, прохладный, гладкий, шершавый, бугристый и т.д.?
      2. Какова цветовая гамма коры исследуемого вида?
      3. Имеет ли она какой-нибудь характерный запах?
      4. Данные, полученные в результате наблюдений занесите в таблицу:

Вид Дерево (д) или кустарник (к) Цвет коры Какова на ощупь? Запах Другие особенности
1. Сосна обыкновенная       д. красновато-коричневая сильно растрескавшаяся смолистый местами выступают капельки янтарно-жёлтой смолы

      5. Зарисуйте небольшие участки коры 2-3 деревьев.
      6. Научитесь узнавать деревья и кустарники по особенностям их коры.
      Для тренировки этого умения предложите друг другу определить, к каким видам принадлежат кусочки коры, принесённые вами с экскурсии в лес. Внимание! С живых деревьев кору для этой цели ни в коем случае не снимайте! Используйте обломившиеся ветви, погибшие деревья и т.п.


Инструкция № 3.
Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения.

На уроках в 6 классе мы делили стебли на прямостоячие, стелющиеся, вьющиеся; изучали признаки отличий разных стеблей. А теперь обратите внимание на то, что непохожи и формы их поперечного сечения. У деревьев и травянистых растений наиболее обычна округлая форма – цилиндрические стебли. Но у трав встречаются и трёхгранные, и четырёхгранные, и плоские стебли. И даже встречаются так называемые крылатые стебли  как у чины лесной  в случае, если сильно разрастаются два противоположных ребра.

      1. Составьте коллекцию поперечных срезов стеблей различных растений. Для этого ножом или лезвием сделайте тонкие, около 2 мм, поперечные срезы стеблей. Срезы наклейте на белый лист бумаги скотчем. Можно и зарисовать срезы. Не забудьте подписать, каким видам растений принадлежат срезы стеблей.
      2. А в чем преимущество полых цилиндрических стеблей, которые имеют большинство злаковых растений?
      3. Можете ли вы привести примеры конструкций, в которых человек использовал принцип строения стебля злаковых?

Различные формы поперечных срезов травянистых стеблей:

Читать далее...

         


ИД(М)Ц

Гостевая книга


Главная

Написать письмо

  

Ком.по делам мол.Ряз.обл.  Рязанск.обл.инс-т разв.образ.  Минобразования Ряз.обл.  Департамент МП Минспорта РФ  ФА РФ по делам молодежи  Минобразования РФ  Ссылка на фильм =Учитель года=  Новости Сасова  Погода по Сасову

Сайт оптимизирован для разрешения экрана в 1280 пикселов в ширину и более. За основу использованного в заголовке страницы рисунка взято изображение с общедоступного сайта "Библиотека 2.0 школ Хабаровского края" — http://live.bibnout.ru (конечный URL рисунка: http://live.bibnout.ru/wp-content/uploads/2010/05/0_3bfb9_2974f1b5_-1-L.jpg). Кроме указанного рисунка: © Управление образования и молодежной политики муниципального образования — Сасовский район (Рязанская область).