Кто не знает, в какую гавань плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека

  

Банк передового педагогического опыта

 

Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа

Система работы по использованию на уроках литературы музыки и других видов искусства

(часть 3)

  

          

МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа
(Сасовский район, Рязанская область)
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Система работы «Максимальное усвоение программного материала каждым учащимся»

Содержание

 

Серёгина И.Н.
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы призёр областного этапа конкурса «Учитель года-2007», победитель ПНПО-2007.

 

Вернуться назад...

Результаты системы работы по использованию на уроках литературы различных видов искусства

Результатами можно считать следующее:

        1) дети умеют
                - поделиться своими впечатлениями;
                - пользоваться эмоционально-экспрессивной лексикой строить сопоставительно-оценочные высказывания;
                - проводить параллели;
                - видеть взаимосвязь между отдельными видами искусства и их произведениями;
                - владеть основной искусствоведческой терминологией;

        2) учащиеся имеют навык
                - ассоциативного мышления;
                - образного видения стихов через их иллюстрирование;
                - сравнительного анализа произведений различных видов искусства;

        3) школьники имеют представление о культурно-историческом процессе;

        4) кроме того, дети умеют писать интересные, глубокие сочинения различных жанров на основе произведений других видов искусства или с их привлечением (см. приложение №3 — в работе). Здесь же необходимо отметить, что обогащение лексикона учащихся в связи с такой формой работы на уроках литературы благотворно влияет и на освоение родного русского языка.


Призеры районных олимпиад по литературе

                     в 1993 году — 1-ое место в 9 классе, г.Мариуполь;
                     в 2004 — 1-ое место в 10 классе;
                     в 2006 — 1-ое место в 9 классе.

             Призер областной олимпиады по литературе — в 2007 году 2-ое место (Патрушев Кирилл).

 

Повышение качества творческих работ (проектов, исследований)

             - публикации творческих работ учащихся в районной газете «Призыв из Сасова» (статьи на тему «Берегите природу» и очерки о встрече с ветераном Великой Отечественной войны);
             - призеры районных конкурсов (за исследовательские работы «Моя любимая книга» в 2003 году 2-ое место, «Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая» и одноименной песни Г.Пономаренко» в 2005 году 3-ье место; за выразительное чтение 2-ое место в 2005 году);
             - участие в областном конкурсе «Слово доброе посеять» по литературному краеведению в 2005 году с работой по анализу стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая»;
             - дипломант московского творческого форума «Голоса молодых» (программа поддержки одаренных детей и юношества) в 2005 году за работу по анализу стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».

Организация и успешное проведение литературно-музыкальных вечеров в школе совместно с учащимися и педагогами общеобразовательной и музыкальной школ:
             - «Люблю, но реже говорю об этом» (о силе жертвенной любви в истории и литературе) в 1998 г.;
             - «Любви все возрасты покорны…» (тема любви в поэзии и музыке) в 1999 г.,
             - о творчестве С.А.Есенина в 2000 г.;
             - по лирическим произведениям И.С.Тургенева к 120–летию со дня рождения писателя в 2003 г.;
             - «Я славлю жемчуг слов…» (о персидской поэзии, восточной культуре и о восточных мотивах в живописи) в рамках недели Узбекистана в 2004 г.;
             - о поэзии С.Есенина к 110-летию со дня рождения поэта в 2005 г.;
             - вечер «Сорочинская ярмарка» и мини-лекторий о Тарасе Шевченко в рамках недели Украины в 2005 г.;
             - «Нет, весь я не умру» (об А.С.Пушкине) в 2007 г.

Участие в вечерах, проводимых Детской музыкальной школой с. Демушкино.

Проведение ученической конференции «В вечном долгу» для 9-11 классов, посвященной празднованию 9 Мая, по пьесе В.Розова «Вечно живые» и фильму М.Колотозова «Летят журавли» в 2004 году.

 

Литература

1. Брандесов Р.Ф. Вопросы эстодидактики. — Челябинск,1983.
2. Володина И.В. Музыка на уроках литературы. — Тюмень: Кн.изд-во, 1965.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просещение, 1967.
4. Гольдшмит Г. Музыкальный образ и интонация. // Интонация и музыкальный образ. — М.: Музыка, 1965.
5. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
6. Гречинская В.С. Наглядность на уроках литературы. — К.: Рад. шк., 1983.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании». //В помощь руководителю образовательного учреждения. — М.: Центр «Школьная книга», 2003.
8. Зись А. Виды искусства. — М.: Знание, 1979.
9. Кабалевский Д.С. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1981.
10. Кан-Калик В.А. Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. — М.: Просвещение, 1988.
11. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11кл. — М.: Дрофа, 2002.
12. Котинов В.В. Виды искусства. — М.: Искусство, 1960.
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.
14. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.С.Максидоновой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // В помощь руководителю образовательного учреждения. Выпуск 2 (Часть 1). — М.: Центр «Школьная книга». 2003.
16. Корчак Я. Как любить ребенка. — М.: Политиздат,1990.
17. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. — Баку: ЭЛМ, 1972.
18. Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М.: 1988.
19. Мазель Л.О. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. — М.: Музыка, 1965.
20. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. — М.: Просвещение, 1971.
21. Машенко Н. Использование музыки на уроках литературы. — М.: Просвещение, 1978.
22. Машенко Н. Слово. Музыка. Образ. — К.: Рад. шк., 1982.
23. Нодель Ф.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе : Автореферат диссертации доктора пед. наук. — М., 1973.
24. Программно-методический материал. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А.Калганова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.
25. Содружество искусств. — Белгород, Кн. изд-во, 1981.
26. Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. — М.: Педагогика, 1986.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — К.: Рад. шк., 1987.
28. Федеральная программа развития образования. // В помощь руководителю образовательного учреждения. Выпуск 2 (Часть1). — М. : Центр «Школьная книга», 2003.
29. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
 

         


ИД(М)Ц

Гостевая книга


Главная

Написать письмо

  

Ком.по делам мол.Ряз.обл.  Рязанск.обл.инс-т разв.образ.  Минобразования Ряз.обл.  Департамент МП Минспорта РФ  ФА РФ по делам молодежи  Минобразования РФ  Ссылка на фильм =Учитель года=  Новости Сасова  Погода по Сасову

Сайт оптимизирован для разрешения экрана в 1280 пикселов в ширину и более. За основу использованного в заголовке страницы рисунка взято изображение с общедоступного сайта "Библиотека 2.0 школ Хабаровского края" — http://live.bibnout.ru (конечный URL рисунка: http://live.bibnout.ru/wp-content/uploads/2010/05/0_3bfb9_2974f1b5_-1-L.jpg). Кроме указанного рисунка: © Управление образования и молодежной политики муниципального образования — Сасовский район (Рязанская область).