МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа
(Сасовский район, Рязанская область)
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Система работы «Максимальное усвоение программного материала каждым
учащимся»
Содержание
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и
литературы – призёр областного этапа конкурса «Учитель
года-2007», победитель ПНПО-2007.
Результаты системы работы по использованию на уроках
литературы различных видов искусства
Результатами можно считать следующее:
1) дети умеют
- поделиться своими впечатлениями;
- пользоваться эмоционально-экспрессивной лексикой строить
сопоставительно-оценочные высказывания;
- проводить параллели;
- видеть взаимосвязь между отдельными видами искусства и их
произведениями;
- владеть основной искусствоведческой терминологией;
2) учащиеся имеют навык
- ассоциативного мышления;
- образного видения стихов через их иллюстрирование;
- сравнительного анализа произведений различных видов
искусства;
3) школьники имеют представление о
культурно-историческом процессе;
4) кроме того, дети умеют писать
интересные, глубокие сочинения различных жанров на основе произведений
других видов искусства или с их привлечением
(см. приложение №3 — в работе). Здесь же
необходимо отметить, что обогащение лексикона учащихся в связи с такой
формой работы на уроках литературы благотворно влияет и на освоение родного
русского языка.
Призеры районных олимпиад по литературе
в 1993 году — 1-ое место
в 9 классе, г.Мариуполь;
в 2004 — 1-ое место в 10 классе;
в 2006 — 1-ое место в 9 классе.
Призер областной олимпиады по
литературе — в 2007 году 2-ое место (Патрушев Кирилл).
Повышение качества творческих работ
(проектов, исследований)
- публикации творческих работ
учащихся в районной газете «Призыв из Сасова» (статьи на тему «Берегите
природу» и очерки о встрече с ветераном Великой Отечественной войны);
- призеры районных конкурсов (за исследовательские работы «Моя
любимая книга» в 2003 году 2-ое место, «Сравнительный анализ стихотворения
С.Есенина «Отговорила роща золотая» и одноименной песни Г.Пономаренко» в
2005 году 3-ье место; за выразительное чтение 2-ое место в 2005 году);
- участие в областном конкурсе «Слово доброе посеять» по
литературному краеведению в 2005 году с работой по анализу стихотворения
С.Есенина «Отговорила роща золотая»;
- дипломант московского творческого форума «Голоса молодых»
(программа поддержки одаренных детей и юношества) в 2005 году за работу
по анализу стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Организация и успешное проведение
литературно-музыкальных вечеров в школе совместно с учащимися и
педагогами общеобразовательной и музыкальной школ:
- «Люблю, но реже говорю об этом» (о силе жертвенной любви
в истории и литературе) в 1998 г.;
- «Любви все возрасты покорны…» (тема любви в поэзии и музыке)
в 1999 г.,
- о творчестве С.А.Есенина в 2000 г.;
- по лирическим произведениям И.С.Тургенева к 120–летию со дня
рождения писателя в 2003 г.;
- «Я славлю жемчуг слов…» (о персидской поэзии, восточной
культуре и о восточных мотивах в живописи) в рамках недели Узбекистана
в 2004 г.;
- о поэзии С.Есенина к 110-летию со дня рождения поэта
в 2005 г.;
- вечер «Сорочинская ярмарка» и мини-лекторий о Тарасе Шевченко
в рамках недели Украины в 2005 г.;
- «Нет, весь я не умру» (об А.С.Пушкине) в 2007 г.
Участие в вечерах, проводимых
Детской музыкальной школой с. Демушкино.
Проведение ученической конференции
«В вечном долгу» для 9-11 классов, посвященной празднованию 9 Мая, по пьесе
В.Розова «Вечно живые» и фильму М.Колотозова «Летят журавли» в 2004 году.
Литература
1. Брандесов Р.Ф. Вопросы эстодидактики. —
Челябинск,1983.
2. Володина И.В. Музыка на уроках литературы. — Тюмень: Кн.изд-во, 1965.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просещение, 1967.
4. Гольдшмит Г. Музыкальный образ и интонация. // Интонация и музыкальный
образ. — М.: Музыка, 1965.
5. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб.
Пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
6. Гречинская В.С. Наглядность на уроках литературы. — К.: Рад. шк., 1983.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании». //В помощь руководителю
образовательного учреждения. — М.: Центр «Школьная книга», 2003.
8. Зись А. Виды искусства. — М.: Знание, 1979.
9. Кабалевский Д.С. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1981.
10. Кан-Калик В.А. Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания
литературы в школе. — М.: Просвещение, 1988.
11. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11кл. — М.: Дрофа, 2002.
12. Котинов В.В. Виды искусства. — М.: Искусство, 1960.
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.
14. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской
поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.С.Максидоновой. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000.
15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
// В помощь руководителю образовательного учреждения. Выпуск 2 (Часть 1). —
М.: Центр «Школьная книга». 2003.
16. Корчак Я. Как любить ребенка. — М.: Политиздат,1990.
17. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. — Баку: ЭЛМ, 1972.
18. Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М.: 1988.
19. Мазель Л.О. О системе музыкальных средств и некоторых принципах
художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. — М.:
Музыка, 1965.
20. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. — М.:
Просвещение, 1971.
21. Машенко Н. Использование музыки на уроках литературы. — М.: Просвещение,
1978.
22. Машенко Н. Слово. Музыка. Образ. — К.: Рад. шк., 1982.
23. Нодель Ф.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы
в средней школе : Автореферат диссертации доктора пед. наук. — М., 1973.
24. Программно-методический материал. Литература. 5-11 кл. / Сост.
Т.А.Калганова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.
25. Содружество искусств. — Белгород, Кн. изд-во, 1981.
26. Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. — М.: Педагогика,
1986.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к
сыну. — К.: Рад. шк., 1987.
28. Федеральная программа развития образования. // В помощь руководителю
образовательного учреждения. Выпуск 2 (Часть1). — М. : Центр «Школьная
книга», 2003.
29. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред.
Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
|