Кто не знает, в какую гавань плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека

  

Банк передового педагогического опыта

 

Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа

Система работы по использованию на уроках литературы музыки и других видов искусства

(часть 1)

  

          

МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа
(Сасовский район, Рязанская область)
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Система работы «Максимальное усвоение программного материала каждым учащимся»

Содержание

 

Серёгина И.Н.
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы призёр областного этапа конкурса «Учитель года-2007», победитель ПНПО-2007.

 

Пояснительная записка.

Образование – это не только и не столько обучение ЗУНам,  
а прежде всего и в первую очередь воспитание, развитие личности, её социализация.  
(М.М.Поташник)  

Надо помочь ребенку через искусство …яснее мыслить и глубже чувствовать.  
(Д. Кабалевский)  

Цель свою как учитель русского языка и литературы вижу в том,  
чтобы сделать свои уроки прежде всего «уроками нравственного прозрения»  
(А.Твардовский).  

Урок литературы – это особый предмет в школе. Каждый год с 5-ого по 9-ый класс первое занятие посвящаю одной теме «Зачем человеку нужно искусство? Зачем мы изучаем художественную литературу в школе?»

Пятиклашек обычно такая формулировка вначале ставит в тупик, но заставляет задуматься. Выяснив, что литература — это один из видов искусства, задаемся вопросом, а для чего всё же она нужна: не скушать её, не полежать на ней. Начиная с элементарных ответов («без этого скучно»), приходим к выводу, что не хлебом единым жив человек. Дети выказывают мысль о том, что человек нуждается в прекрасном. И именно искусство является одним из его носителей.

В 9-ом же классе два первых урока строю на основе нобелевской лекции А.И.Солженицына. Мнение писателя о сущности и назначении искусства помогает нам ответить на те же вопросы, но гораздо глубже и осознанней. Мы отмечаем, что в искусстве заложена шкала нравственных ценностей, что оно является некой точкой отсчета в системе жизненных координат, помогает усвоить чужой опыт как свой собственный. Но самое главное — искусство развивает и совершенствует тот инструмент, тот орган, без которого невозможно стать собственно человеком. Это душа.

Открываю уроки литературы в 11 классе песней Б.Окуджавы «Пишу исторический роман». Мы размышляем над тем, что такое творчество. Поэт (творец) — он всего лишь посредник, который слышит то, что неведомо другим, и передает это словами, «не стараясь угодить» никому. Творчество должно, «пробиваясь сквозь туман» непонимания, дойти до сердца человека. Оно не нуждается в оправдании; оно не является обманом. Творчество — непременная составляющая жизни человека, тайная и непостижимая часть природы.

Создать условия для настоящей встречи детей с искусством слова, для его глубокого и прочувствованного осмысления, без которого не произойдет духовно-нравственного потрясения, — вот моя задача.

Её помогает осуществить система работы по использованию на уроках литературы музыки и различных видов искусства. Данной темой интересуюсь и занимаюсь ещё со студенческой скамьи, с 1985 года. Я вовсе не считаю непременным и обязательным использование различных видов искусства при изучении произведений художественной литературы. Хотя отрадно отметить, что на сегодняшний момент это отвечает современным тенденциям в развитии российского образования.

В современных условиях сельской школы я как учитель русского языка и литературы в курсе преподавания предмета литературы ставлю перед собой следующие задачи;
        1) сверхзадача — формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, способного к самообразованию, творчеству и самосовершенствованию;
        2) насущная задача — ликвидация невежества, бескультурья, неразвитости сельского школьника в основной своей массе в трудных условиях выживания сельской школы вообще;
        3) профессионально-предметная задача — обеспечение специального литературного образования школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, а значит, не произойдет того духовного, нравственного потрясения, которое может быть вызвано только глубоким восприятием и осмыслением художественного слова.

Эти задачи в условиях работы сельского учителя, связанные с малочисленным и ограниченным контингентом учащихся, с отдаленностью села от культурных центров, с невозможностью предоставить детям достойного спектра дополнительных образовательных услуг, и помогает осуществить система работы по использованию различных видов искусства на уроках литературы.

Данная система работы отвечает современным тенденциям в развитии российского образования. Наша общая цель (из закона «Об образовании») — воспитание гармонически развитой личности, причем эстетическому воспитанию отводится место наравне с другими. Приоритет в образовании воспитания духовности и культуры подтверждается и Концепцией модернизации российского образования, одна из задач которой — «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании, потому что является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности. В принципе важны и равноправны все виды искусства. «Каждый вид искусства воздействует на определенные способности человека», поэтому использование музыки и других видов искусства на уроках литературы представляется вполне возможным и закономерным.

В методических же программах по литературе вопрос о связи литературы с другими видами искусства представлен очень неполно. Не беру в расчет программы для школ (классов) гуманитарного профиля с углубленным изучением литературы, так как думаю, что целесообразно и в программу по литературе для обычных школ (классов) ввести широкий список произведений различных видов искусства, которые при желании мог бы использовать учитель на своих уроках. Важно и то, чтобы в программах был подчеркнут рекомендательный характер этих предложений во избежание формального подхода. Мною предлагается тематическое планирование по литературе (11 класс), где указана возможность применения произведений различных видов искусства.

Концепцию изучения литературы как искусства слова в рамках раскрываемой системы работы представляю следующим образом.

        Цели:
        1) пробуждать эстетические чувства, формировать эстетический вкус, а на этой основе — эстетические взгляды, входящие в структуру мировоззрения личности;
        2) формировать умение эстетического анализа;
        3) прививать, основываясь на мысли Гегеля, понимание «художественного произведения как организма», в единичности которого может воплощаться «целостность различных форм искусства».

Система работы по использованию музыки и других видов искусства на уроках литературы предполагает наличие трех этапов:
1) на первом этапе (5,6 классы) формируется способность детей к самовыражению через различные виды искусства;
2) на втором этапе (7, 8, 9 классы) необходимо приобщить учащихся к эмоционально-нравственному опыту человечества;
3) на третьем этапе (9, 10, 11 классы) формируется осознание закономерности культурно-исторического процесса, чувство общности с мировой цивилизацией, со всем человечеством в его культурно-историческом развитии.

В свете данной системы работы курс преподавания литературы в целом рассматриваю как универсальную возможность формирования у учащихся целостного представления о человеке и мире, а также как возможность приобщить учеников к трем основным способам мироосознания и миропонимания:
        1) рационально-логическому;
        2) эмоционально-образному;
        3) интуитивно-аксиологическому (толкуемому как предчувственно-оценочный).

Теоретическим основанием использования различных видов искусства на уроках литературы может служить следующее:
        1) культурно-исторический процесс в целом пронизывает все виды искусства, поэтому основные стили и направления, как категории прежде всего мировоззренческие, являются общими для различных видов искусства (например, реализм в творчестве и Л.Н.Толстого, и И.Е.Репина, и М.П.Мусоргского);
        2) также едиными для литературы и других видов искусства являются основные законы художественного мышления (например, художественный образ как способ освоения действительности);
        3) эстетическая концепция синтеза искусства Ф.А.Ноделя.

Возможность применения различных видов искусства на уроках литературы обусловлена и психологической целесообразностью. При изучении художественной литературы, как нигде, важно личностное отношение учителя к изучаемому материалу. Если музыка, например, поможет педагогу выявить, раскрыть это личностное отношение, то, вероятно, выиграет и сам учебный процесс. Зачастую использование различных видов искусства на уроках литературы помогает создать необходимый эмоциональный настрой, дух урока.

С точки зрения психологии, основываясь на трудах Л.С.Выготского, И.С.Кона и других, использование различных видов искусства на уроках литературы не только возможно, но и более чем естественно, даже необходимо.

Общеизвестно, что у ребенка младшего школьного возраста преобладает чувственное познание мира, не отягощенное рациональными знаниями. Именно это обуславливает необыкновенную свободу творческого мышления ребенка данного возраста, которая проявляется в поражающих нас оригинальностью, своеобразием, неожиданностью образах, суждениях — плодах детского воображения. Какой благодатный момент для учителя, чтобы помочь ребенку найти возможность для самовыражения, закрепив эти, еще не осознанные действия на ярких художественных образах других видов искусства, а также помочь осмыслить и научить «осязать» (видеть) эти тонкие ассоциативные связи, акцентируя на них внимание при анализе произведений различных видов искусства.

«Целый новый мир внутренних переживаний, побуждений, влечений открывается в подростковом возрасте» (Л.С.Выготский). Повышенная эмоциональность и потребность в более глубоком анализе, желание проанализировать свои внутренние впечатления — все это находит живой отклик у ребят среднего школьного возраста при использовании на уроках литературы живописи, музыки и других видов искусства.

Развитие самосознания и обогащение эмоционального мира вызывает у юношей и девушек множество новых эстетических переживаний, которые невозможно ни выразить, ни осмыслить без помощи искусства. Кроме того, у старшеклассников, уже имеющих определенный багаж жизненного опыта, свою жизненную позицию, начинается серьезный поиск идеалов в жизни, а где их искать, как не в искусстве. Поэтому умелое использование различных видов искусства на данном этапе только обогатит уроки литературы.

Таким образом, за годы работы сложилась система работы по использованию музыки и других видов искусства на уроках литературы,
        - ориентированная на гуманизацию и оптимизацию образовательного процесса;
        - развивающая, обеспечивающая познавательный интерес;
        - гармонично сочетающая воспитание и обучение;
        - реализующаяся в рамках классно-урочной системы.

Она отвечает требованиям развивающего обучения (Л.С Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев), содержит элементы проблемного обучения (Дж.Дьюи), построена на принципах педагогики сотрудничества (Е.И.Ильин, С.Л.Соловейчик).

Для эффективного использования музыки и других видов искусства на уроках литературы необходимо придерживаться следующих принципов, разработанных и проверенных в ходе практической учительской деятельности.
Во-первых, педагог должен понимать и учитывать специфику различных видов искусства.
Общеизвестно, что все виды искусства, как формы общественного сознания, обладают общими свойствами искусства, являются художественно-образным отражением общественно-исторического бытия людей, процесса их жизни. Я уже отмечала, что различные виды искусства имеют много общего (художественный образ, система образов, композиция — прием повтора, контраста, композиционной рамки, характер персонажей и т.д.). Однако важным в нашей работе является умение выявить специфические черты, которые прежде всего обусловлены спецификой средств выражения различных видов искусства (в литературе — слово, в музыке — звук, в живописи — цвет). В.Ф.Гегель, например, писал на этот счет, что в музыке звук — это самоцель, именно он наполнен духовным содержанием. А в поэзии звук превращается в слово; слово — средство духовного выражения, причем слово не обособленное, не взятое само по себе отдельно. С другой стороны, по мнению Л.Мазеля, слова при употреблении лишены «многослойности, многозначности музыкальных интонаций и оборотов». Но притом музыка, например, все же не способна вместить богатейшую предметность литературы. Поэтому литература в целом остается искусством большей ясности и определенности по своим возможностям. В этом, например, отношении музыка уступает литературе. Отсюда и ограниченность познавательного ее значения. С другой стороны, музыка незаменима в плане чувственной конкретности.

Таким образом, если музыка по преимуществу является выразительным видом искусства, живопись — изобразительным, то литература — выразительно-изобразительным.

Общие точки соприкосновения различных видов искусства дают основание для сближения в плане идейного единства произведений. В этом случае естественно использовать так называемые программные произведения как музыкальные, кинематографические, так и произведения станковой и монументальной живописи. Эта форма работы предоставляет возможность проследить развитие идеи в двойном и даже в тройном ракурсе с помощью приема сопоставления (например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и опера П.И.Чайковского; сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок» и музыкальный одноименный мультфильм; поэма А.А.Блока «Двенадцать» и иллюстрации Ю.Анненкова к ней).

Сходство в эмоциональном настрое и ритмической организации может служить основанием для создания литературно-музыкальных композиций или эмоционального фона урока.

Понимание специфических особенностей музыки и других видов искусства дает возможность определить, что полезное могут внести эти виды искусства в изучение литературы. Ведь специфика их распространяется не только на создаваемый художественный образ, но существенная разница состоит и в восприятии различных видов искусства.

Уже отмечалось, что, например, музыка, в связи со спецификой средств выражения и особенностями воздействия, может усилить эмоциональную сторону восприятия литературного произведения, а также совместно с литературой служить на уроке важнейшим средством облагораживания эмоций человека, придания им пластичности и гармоничности.

Кроме того, при использовании, например, живописного ряда на уроке, особенно портретов, может произойти как бы «столкновение» литературного образа и художественного (живописного); образовавшаяся «вспышка», возможно, позволит по-новому осмыслить литературный образ, увидеть другие, остававшиеся до сих пор в тени, его стороны.

Чем глубже учитель будет понимать специфику различных видов искусства, тем эффективнее будет использование их на уроке литературы, тем меньше ошибок допустит педагог. В противном случае, как я убедилась на своем собственном опыте, лучше вообще не привлекать к работе на уроке музыку, живопись и другие виды искусства.

Вторым, не менее важным принципом является признание главенствующей роли литературы на уроках, так как необходимо прежде всего сохранить впечатление непосредственно от литературного произведения. А использование других видов искусства должно усилить и помочь развить в ребенке то, что у него уже сформировалось под воздействием художественной литературы. Эта задача может быть не выполнена не только в случае неумеренного, непрофессионального использования различных видов искусства как фона, но особенно когда, например, музыка применяется как иллюстрация к художественному произведению (в основном, программная музыка) или как произведение, близкое к литературному на мировоззренческой основе и т.д. То есть в тех случаях, когда музыкальное произведение требует специального внимания. Тогда включение музыки в ход урока, как и любого другого вида искусства, должно основываться на четкой и ясной цели, преследуемой учителем и направленной прежде всего на литературное произведение. Например, при изучении лирики А.Пушкина или С.Есенина для углубленного анализа некоторых стихотворений я использую музыкальные произведения разных авторов, написанные на данное лирическое произведение. Цель этого приема — выявление в самом стихотворении возможностей для многообразного композиторского подхода, определение наиболее удачного, по мнению учащихся и учителя, музыкального произведения, с точки зрения полноты воплощения поэтического смысла. Таким образом, всю свою деятельность в данном направлении необходимо подчинить интересам литературы. Если этому следовать, то не понадобится использовать музыку и другие виды искусства только для оживления урока, с одной стороны, и не будет опасности замены анализа литературного произведения анализом произведений других видов искусства, с другой стороны.

Сохранению главенствующей роли литературы помогает третий принцип — системности.

Только в результате проведения регулярных уроков с привлечением на них различных видов искусства можно надеяться на приобретение учащимися навыков эстетического анализа, охватывающего широкое поле различных видов искусства, существующих в едином пространстве. Думаю, что умение видеть, осознавать и анализировать литературное произведение во всей сложности и совокупности культурно-исторического процесса может перерасти в навык, выкристаллизоваться в четкую позицию всеохватывающего взгляда только при систематической, кропотливой работе учителя в данном направлении.

Принцип системности должен состоять в проведении работы по двум направлениям: горизонтальному и вертикальному. В первом случае система разрабатывается на уровне одного класса. Суть ее заключается в равномерном, продуманном, обоснованном и целесообразном распределении всего разнообразия приемов и задуманного объема материала, связанного с использованием различных видов искусства, в течение всего учебного года. И вовсе не обязательно, чтобы данная форма работы присутствовала в каждой теме или при изучении произведений каждого писателя. (Также многое, мы знаем, зависит от конкретного класса, с которым мы работаем.) Этот горизонтальный уровень представлен мною в тематическом плане по литературе для 11 класса.

Вертикальный уровень предполагает разработку учителем системы по использованию различных видов искусства на уроках литературы, рассчитанной на весь период обучения с 5 по 11 класс. Стараюсь и я свою работу строить на основе постоянно усложняющихся задач по использованию смежных видов искусства на уроках литературы.

И четвертый принцип, который необходимо учитывать, — это соответствие подготовленности детей по психическим, физиологическим, учебным параметрам задачам, формам, методам использования произведений различных видов искусства на уроках литературы (см. об этом выше).

Перечислю основные формы работы на уроках литературы, которые я использую:
        1) в качестве фона для создания эмоционального настроя класса на восприятие литературного произведения, то есть для усиления эмоционального воздействия художественного произведения;
        2) литературно-музыкальные композиции как форма активизации внимания учащихся особенно успешны, на мой взгляд, на первых уроках при знакомстве с личностью и творчеством писателя или поэта;
        3) сопоставительный анализ с целью углубить понимание идейного содержания художественного произведения, многогранности и особенности художественного образа, приемов его создания (эффективен сравнительный анализ произведений, отражающих в разных видах искусства одно понятие);
        4) использование музыкального или изобразительного ряда с целью характеристики личности писателя, его эпохи, его художественного метода, времени создания определенного произведения;
        5) в качестве иллюстрации к какому-либо эпизоду художественного произведения с целью раскрытия смысла данного фрагмента в рамках системы художественного целого всего произведения;
        6) как дополнительный пример (пояснение), возможно, более понятный, с целью эффективного усвоения, например, некоторых теоретических понятий, принципов построения художественного произведения и его внутреннего развития.

На таких уроках у учащихся вырабатываются сложные умения сопоставления, анализа и синтеза. Эти формы работы позволяют преодолеть возможное читательское равнодушие учеников, и не только сформировать эмоционально-личностное отношение к искусству и конкретно-художественному материалу, но и построить обучающий процесс по следующей схеме-цепочке: «реанимация» эмоций — переживание — интерес — потребность осознания.

Это помогает:
        - развивать художественное мышление, чувственно-эмоциональное реагирование, где реализуется личностная отзывчивость на события, описанные в произведении;
        - создать условия для возникновения мыслительной деятельности;
        - развивать навык рассказа о впечатлении;
        - осмысливать отношение к материалу, необходимому человеку в самостоятельной жизни;
        - формировать эстетически чуткого читателя.

Контроль за результативностью осуществляется, во-первых, путем выполнения учащимися различного рода творческих работ. Например, в 5 классе на уроке «Осень в стихах русских поэтов», работая над художественными средствами, служащими автору для создания образа осени, в заключение пишем творческую работу «Образ осени в произведении П.Чайковского «Осенняя песнь», где дети сами уже вынуждены искать и использовать словесные выразительные средства для описания музыкального образа. А на дом дети получают задание самим попробовать свои силы в поэтическом творчестве — сочинить стихотворение об осени. Стихи пятиклассников были напечатаны в школьной газете «Десяточка»:

                * * *
Деревья голы, листья опадают,
И непрерывно ливнем дождик льет.
По небу тучи серые летают,
И осень по земле идет.
                        (Шувалова А.)
                * * *
Золотая осень в гости к нам пришла.
Золотая осень, как ты хороша!
Листья золотые в танце ветра кружат.
Осень золотая, дождик нам не нужен.
                        (Рябчикова М.)

В 9 классе после изучения творчества М.Лермонтова, в процессе которого углублялось понятие лирического героя, дети получают задание для творческой работы: выбрать из ряда портретов поэта тот, который, на ваш взгляд, наиболее близок по внутренним свойствам его лирическому герою.

В 11 классе во время изучения лирики А.Блока ребята пишут мини-сочинение «Женский образ в стихотворении А.Блока «Незнакомка» и в картине И.Крамского «Неизвестная», требующее навыков сравнительного анализа произведений разных видов искусства.

В рамках контроля практикуются также индивидуальные задания, связанные, например, с проверкой знания текста: используя данную учащемуся репродукцию, ученик должен определить, опираясь на текст, какой момент произведения иллюстрирует картина (более сложные задания такого типа предназначены для сильных учащихся, более простые — для слабо успевающих).

Форма тестового контроля также включает в себя задания, связанные с использованием различных видов искусства на уроках литературы. Например,

          - в 5 классе:
               Художественная литература — это искусство…
                    А. звуков.
                    Б. красок.
                    В. слова.

          - в 11 классе:
               Художник, который первым проиллюстрировал поэму А.Блока «Двенадцать» — …
                    А. Валентин Серов.
                    Б. Илья Репин.
                    В. Юрий Анненков.
                    Г. Михаил Врубель.

Традиционной является устная форма контроля в процессе беседы на уроке, так как работа по формированию грамотной и богатой речи учащихся остается приоритетной задачей на уроках литературы.

Читать далее...

         


ИД(М)Ц

Гостевая книга


Главная

Написать письмо

  

Ком.по делам мол.Ряз.обл.  Рязанск.обл.инс-т разв.образ.  Минобразования Ряз.обл.  Департамент МП Минспорта РФ  ФА РФ по делам молодежи  Минобразования РФ  Ссылка на фильм =Учитель года=  Новости Сасова  Погода по Сасову

Сайт оптимизирован для разрешения экрана в 1280 пикселов в ширину и более. За основу использованного в заголовке страницы рисунка взято изображение с общедоступного сайта "Библиотека 2.0 школ Хабаровского края" — http://live.bibnout.ru (конечный URL рисунка: http://live.bibnout.ru/wp-content/uploads/2010/05/0_3bfb9_2974f1b5_-1-L.jpg). Кроме указанного рисунка: © Управление образования и молодежной политики муниципального образования — Сасовский район (Рязанская область).