Кто не знает, в какую гавань плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека

  

Банк передового педагогического опыта

 

Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа

Система работы по использованию на уроках литературы музыки и других видов искусства

(часть 2)

  

          

МОУ Демушкинская средняя общеобразовательная школа
(Сасовский район, Рязанская область)
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Система работы «Максимальное усвоение программного материала каждым учащимся»

Содержание

 

Серёгина И.Н.
Серёгина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы призёр областного этапа конкурса «Учитель года-2007», победитель ПНПО-2007.

 

Вернуться назад...

Технология уроков с использованием различных видов искусства на уроках литературы
11 класс

Тема: «Общая характеристика литературного процесса 2-ой половины 50-60 годов»

(Музыкальный ряд: песни Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Галича, Ю.Визбора.)

Данная тема рассчитана на три урока-семинара. За две недели до семинара ученики получают индивидуальные задания: прочитать и подготовить краткие сообщения по заданным произведениям. Семинар начинается с обращения к эпиграфу:

                Это трудное время мы должны пережить,
                перегнать эти годы,
                С каждым новым страданьем забывая
                былые невзгоды
                И встречая, как новость, эти раны
                и боль поминутно,
                Беспокойно вступая в туманное новое утро.
                                                /И.Бродский/

Во вступительном слове учитель раскрывает особенности данного исторического этапа, объясняя детям, почему он получил название «оттепели», как активизация общественно-политической жизни в стране повлияло на советское (русское) искусство. С особенностями литературного процесса данного периода учитель знакомит учащихся по плану, который написан на доске.

                1. Противоречия процесса обновления, понятие «оттепели».
                2. Новое в изображении войны (Ю.Бондарев «Горячий снег», К.Воробьев «Убиты под Москвой», М.Шолохов «Судьба человека», К.Симонов «Живые и мертвые», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).
                3. «Деревенская» проза (В.Овечкин «Районные будни», А.Солженицын «Матренин двор», В.Тьендряков «Хлеб для собаки», С.Антонов «Овраги»).
                4. Лирическая проза (К.Паустовский, Ю.Казаков).
                5. Возрождение традиций философской лирики (А.Тарковский, Л.Мартынов).
                6. Публицистическая «эстрадная» лирика поэтов-«шестидесятников» (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина).
                7. Конфликты психологической драматургии (В.Розов «В добрый час», А.Арбузов «Иркутская история»).
                8. Возникновение авторской песни. Песня как моноспетакль (Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Визбор).

Третий час семинара, посвященный возникновению авторской песни, начинается с прослушивания песни Б.Окуджавы «Я пишу исторический роман» и с записи эпиграфа:

                Каждый пишет, что он слышит.
                Каждый слышит, как он дышит.
                Как он дышит, так и пишет,
                Не стараясь угодить.
                Так природа захотела.
                Почему? Не наше дело.
                Для чего? Не нам судить.

Так точно и ясно сформулировал Б.Окуджава основную особенность бардовской поэзии — свободу творчества прежде всего, свободу никому и ничему не угождать, самую святую демократическую свободу — свободу слова. И чем сильнее был террор власти, тем больше людей испытывало необходимость высказаться, «излить душу» в самом распространенном, в самом доступном, в самом любимом музыкально-поэтическом жанре — в песне.

Кто такие барды? В общем, поющие поэты, для которых песня стала единственно возможным способом творческого самовыражения. «На наших глазах создается народное творчество городской интеллигенции, — пишет В.Славкин в 1968 году — Даже сама эта формула звучит парадоксально. Однако если интеллигенция — часть народа, почему же ее самодеятельное творчество не фольклор? Городской гитарист и деревенский гармонист — коллеги, говоря языком первого, или брательники, говоря языком второго.»

Так в те годы отстаивалось право называть авторскую песню особым жанром музыкально-поэтического искусства, а самих бардов — считать поэтами. Сейчас ни у кого не вызывает сомнение творчество Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Дольского и других. А высокий художественный уровень их произведений прошел самую жесткую проверку — проверку временем. Давайте же ближе познакомимся с теми, кто так и не дожил до профессиональных литературоведческих статей с анализом своего творчества.

В марте 1968 года в Академгородке под Новосибирском состоялся первый фестиваль бардов и единственный, как оказалось, на долгие-долгие годы. Среди участников звездой первой величины по праву был признан Александр Аркадьевич Галич. Учитель читает стихотворение «Когда я вернусь…», потом слушаем эту песню в исполнении автора. Один из учеников рассказывает коротко о судьбе поэта, драматурга, киносценариста.

Галич считал, что пение барда не музицирование, не наговаривание стихов, а  театр.  Может, поэтому жанровое разнообразие его песен огромно. Есть песни-сатиры, песни-пародии, песни-стилизации, песни-романы, песни-трагедии. «Что за парадокс: в его песнях очень много театра, может быть, даже больше, чем в пьесах!» (Ю.Ким) Целый спектакль разворачивается перед зрителем, когда он слушает «Балладу о вечном огне» Галича (1-ую часть читает ученик, 2-ую слушаем в исполнении автора). «Стихи Александра Галича оказались счастливее его самого: они легально вернулись на родину. Да будет благословенна память об удивительном поэте, изгнаннике, страдальце.» (Б.Окуджава)


Жизнь самого Б.Окуджавы, другого известного барда, тоже не назовешь легкой. Ученик кратко рассказывает о судьбе поэта. Трогательный, нежный, неповторимый голос Окуджавы невозможно спутать ни с каким другим. Может быть, именно поэтому его тихие, проникновенные песни о войне трогают за душу куда сильнее, чем громкие военные марши. Слушаем стихотворение «До свидания, мальчики» в исполнении двух чтецов: мальчика и девочки. Потом беседуем по нему:

— Используя устное рисование, постарайтесь рассказать о том,
   какие картины возникают перед вами во время прослушивания этого стихотворения?
— Не правда ли, что это похоже на маленький кинофильм?
— Как вы понимаете призыв «Будьте высокими»?

В незамысловатых «песенках» Б.Окуджавы чувствуется светлая мудрость много пережившего и повидавшего человека. Слушаем «Песенку о голубом шарике».

Можно только позавидовать, как удается поэту в такой простой и ясной форме рассказать о самом сложном — о трагедии человеческой жизни. И на всем — отсвет его мудрой улыбки. Недаром Е.Евтушенко метко сказал о нем: «Поэзия Булата Окуджавы — это … «надежды маленький оркестрик под управлением любви».


Имя Владимира Высоцкого, думаю, является самым известным среди поэтов-бардов и не нуждается в каких-то пояснениях. Голос его мощно и властно ворвался в застойную жизнь советских граждан, песни его на магнитофонах слушала почти вся страна, и в короткий срок В.Высоцкий стал «олицетворенной совестью народа». Как и всякий другой поэт-бард, он был сам лучшим исполнителем своих песен, да к тому же прекрасный актер. Поэтому его выступления перед зрителями представляли целый спектакль, и на сцене можно было видеть и слышать то мужественного фронтовика, то неопытного альпиниста, то недотепу-работягу или пьяницу и драчуна. Слушаем «Песню о друге» и песню «Он не вернулся из боя». Его песенные истории необыкновенно выразительны, сюжетно выпуклы, язык точен и красочен.

Вот уж, действительно, «из песни слова не выкинешь». Учитель читает стихотворение «Я не люблю». Слушаем песню «Кони привередливые» (или песню «Охота на волков»). Выясняем, что вносит авторское исполнение в образ лирического героя? Какую роль играет музыка? Безусловно, что образ лирического героя в этих произведениях более всего близок самому автору, и музыка подчеркивает это, выполняя не только роль фона, но и по внутреннему содержанию осмысленно скрепляет и проясняет поэтический текст. Недаром с особой силой звучит эти произведения в устах Владимира Высоцкого.


С именем Юрия Визбора вы все хорошо знакомы, потому что с первого класса поете его песни на уроках музыки. Какие? Вместе споем то, что больше всего нравится детям, обычно самое любимое — «Солнышко лесное».


Авторская песня (бардовская поэзия) внесла живую струю не только в жизнь людей, задерганных и придавленных государственной властью, но и в искусство, позволяя сохранить духовно высокий потенциал русской литературы. Причем песня в исполнении поэтов приобрела новую форму выражения — форму моноспектакля.

 

Тема: «Б.Пастернак. Сложный жизненный путь поэта.
Вечные темы в творчестве поэта.» 1 ч.

(Музыкальный ряд: А.Скрябин «Поэма экстаза», 1 симфония.)

       Он награжден каким-то вечным детством,
       Той щедростью и яркостью светил.
       И вся земля была его наследством,
       А он ее со всеми разделил.
                            /А.Ахматова/


Цель урока — познакомить учащихся с биографией поэта, с основными темами в его творчестве, с его политическими, социальными и эстетическими взглядами. В начале урока учитель просит вглядеться в лицо поэта на представленных фотографиях и сказать, есть ли в нем что-то особенное, бросающееся в глаза. Обращаемся к эпиграфу. Во вступительной части своей лекции учитель объясняет, почему наш ХХ век назвали веком Пастернака (в публикациях к 100-летию со дня рождения поэта).

Знакомя с биографией Бориса Пастернака, зачитывая воспоминания современников, высказывания самого поэта, читая его стихи, учитель обращает особое внимание детей на то, что три сильнейших увлечения занимали сердце и ум молодого Пастернака — музыка, философия и поэзия. Учитель читает отрывки из «Охранной грамоты» (ч.1, гл. 3,4) со слов «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина» до слов «Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой». Музыкальные и философские идеи Скрябина («Прометей» — музыкально-цветовое произведение), его поиски, его эксперименты, его мечты силой искусства изменить жизнь всего мира захватили юного Пастернака. Для него Скрябин — великий импровизатор и настоящий кумир. Слушаем отрывки из 1-ой симфонии А.Скрябина и из «Поэмы экстаза». Учитель просит ребят поделиться впечатлениями по поводу услышанного. Шесть лет Пастернак отдал своей мечте, учился в консерватории. И вот неожиданно оставил музыку и посвятил себя поэзии. Почему? Учитель читает стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Лекция учителя продолжается; следя за событиями жизни поэта, дети узнают о его отношении к природе, к революции, к искусству, знакомятся с философскими взглядами Пастернака.


Тема: «Музыка в поэзии Пастернака и стихи поэта в музыке». – 1 ч.

(Музыкальный ряд: современные песни на стихи Б.Пастернака С.Никитина, Е.Фроловой и др.)

Цель урока — раскрыть значение музыки как вида искусства для Б.Пастернака; помочь ребятам определить, какое место она занимает в творчестве поэта; выяснить, чем определяется музыкальность его произведений; познакомить учащихся с современными песнями на стихи Бориса Пастернака.

В начале урока вновь звучит небольшой отрывок из 1-ой симфонии А.Скрябина. Учитель спрашивает, знакома ли детям эта музыка, какое она имеет отношение к поэту Пастернаку (вспоминаем биографические факты).

          Раздается звонок. Голоса приближаются: Скрябин!
          О, куда мне бежать от шагов моего божества?
                              («Девятьсот пятый год» )

Пастернак отказался от музыки в профессиональном плане, и только. Он так и остался большим и тонким музыкантом. Прислушайтесь к его стихам: в них все звучит, в них все поет. Учитель читает стихотворение «Плачущий сад». Произведения Пастернака просто пестрят музыкальными терминами и музыкальными образами: «Я клавишей стаю кормил с руки», «Когда случалось петь Дездемоне», «Это с пультов и флейт — Фигаро// Низвергается градом на грядку», «как жалоба смычка, // Еще мучительно звучит»; «Рояль дрожащий», «аккорды, как дневник», «Как музыка: века в слезах, // А песнь не смеет плакать» и т.д. Да и названия некоторых произведений поэта говорят сами за себя: «Вальс с чертовщиной», «Пианисту понятно швыряние ветошниц», «Вариации», «Песни в письмах, чтобы не скучала», «Импровизация».

Учитель читает стихотворение «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе». После прочтения спрашивает, что дети поняли. Обычно — ничего. Интересуется, понравилось ли стихотворение. На моем личном опыте убедилась, что произведение нравится, но ребята не могут объяснить, чем именно. Говорят: красиво, завораживает. В процессе обмена впечатлениями учитель подводит детей к мысли, что стихотворение это волнует, как музыка, передает чувство восторга, радости, изумления, но словесный смысл его уловить и определить трудно, хотя все слова и понятия известны. С этой точки зрения, данное стихотворение скорее ближе музыкальному, чем поэтическому искусству. Фонетические (звуковые) связи в стихе таят здесь некую взаимосвязь рисуемых реально предметов. Особенно музыкальны и необыкновенно выразительны звуковые аллитерации; обратим внимание на 2-ое четверостишие. Сцепление схожих звуков в строке («р», «з», «с», «гр», «гл»), перекличка таких звуков, перепархивание того или иного звукосочетания в строчках скрепляет текст, обогащает его ассоциациями, внедряет в нашу память. Пастернаковские аллитерации порой могут показаться необъяснимыми, неожиданными, но почти никогда не вырываются из общего мотива, не нарушают естественной интонации стихов. Тонкий слух поэта позволяет создавать очень необычные, яркие, запоминающиеся метафоры: «ветер криками изрыт».

Многие стихотворения Б.Пастернака послужили основой для создания песен. Вот одна из них. Слушаем песню Сергея и Татьяны Никитиных «Снег идет»; частично анализируем (удачна ли музыкальная тема, передает ли она настроение самого поэтического произведения, вносит ли что-нибудь новое, помогает ли понять, сильнее почувствовать его поэтический смысл, стала ли сама песня самостоятельным художественным произведением). Послушаем песни Е.Фроловой.

Музыка для Пастернака была больше, чем любимый, близкий и дорогой его сердцу вид искусства. «Если бы дремлющего в человеке зверя можно бы было остановить угрозой, то эмблемой человечества был бы укротитель с хлыстом. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала музыка, а не палка,» — так считал поэт.

В заключение учитель читает стихотворение «Рояль дрожащий пену с губ оближет».


Тема: «Рассказ А.Солженицына «Матренин двор». Проблемы национального русского характера. Суровая правда о жизни послевоенной деревни.» — 1 ч.

(Изобразительный ряд: крестьянство на картинах русских и советских художников ХХ века: Е.Моисеенко «Из детства», Б.Григорьев «Расея», «Земля народная», А.Миттов «Меланхолия»; образ старухи в русской живописи ХХ века: А.Кириллов «Мать», Б.Заборов «Старуха с собакой», В.Горяев «Мать», Б.Нурали «Портрет матери»)

                     Одно слово правды весь мир перетянет.
                                          /А.Солженицын/

Цель урока — продолжить формирование представления о нравственном идеале художника; показать, как в рассказе воплощена правда о жизни послевоенной деревни; раскрыть, чем замечателен образ русской женщины-труженицы.

Урок начинается с обращения к эпиграфу. Какую же правду хотел нам поведать писатель в своем рассказе «Матренин двор»? О чем эта правда? Чья судьба стоит в центре этого рассказа? Учащиеся отвечают на эти вопросы. Учитель проводит литературную параллель; зачитывая отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (ч.3, гл.8), напоминает детям, как крестьяне забрели на двор Матрены Тимофеевны. Что же изменилось за 100 лет? Как живется Матрене ХХ столетия? Тут же разберемся, почему рассказ не называется, например, просто «Матрена». Выясняем, что понятие «двор» включает в себя многое:

Определив, что в отношениях Матрениного двора и государства преобладает одно — несправедливость, выясняем, чем же спасается Матрена. Оказывается, работою: не мудрствуя лукаво, трудится изо всех сил. А как тяжело трудиться на земле, мы все прекрасно знаем.

Обращаемся к художественным репродукциям, на которых изображены крестьяне (работы 1-ой половины ХХ века):

Худ.репродукция     Худ.репродукция     Худ.репродукция

          - Что объединяет все эти работы? (настроение, грустное, даже тоскливо-щемящее, безотрадное; образы крестьян суровые, безрадостные, какие-то изнуренные, позы безвольные; дети похожи на стариков; мрачные краски, тона коричнево-серые, тусклые, грязноватые, полное отсутствие теплых тонов).
          - Что можно сказать о жизни крестьян, глядя на эти картины?
          - Можем ли мы в этот художественный мир поместить Матрену из рассказа Солженицына? Почему да?
          - Задумывались ли вы над тем, почему деревенские женщины обычно выглядят старше своих городских ровесниц? Посмотрите на эти портреты старушек. Может ли один из них быть портретом героини рассказа? Почему? (Дети называют один из портретов, чаще портрет А.Кириллова «Мать», отмечая скромный вид пожилой женщины, тяжелые большие натруженные кисти рук, лежащие на коленях, кроткий терпеливый взгляд человека, готового к любым испытаниям и трудностям.)
          
- Расскажите, как приходилось работать Матрене.
          - Найдите в тексте портрет Матрены; Докажите, что тяжелая, полная обид и несправедливостей жизнь Матрены не сделала ее злой и мрачной. Что является ключевым в портрете героини? (ее улыбка, лучезарная, добрая, извиняющаяся).
          - Солженицын писал: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Можно ли отнести это высказывание писателя к Матрене?

Далее на уроке продолжаем анализ рассказа: обращаемся к личной жизни героини, особое внимание уделяем сценам похорон и поминок. Размышляя, почему автор назвал Матрену праведницей, делаем вывод о нравственном идеале писателя.


Тема: «Опыт художественного исследования истории и трагедии народа в произведении А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». — 1 ч.

(Изобразительный ряд: Д.Жилинский «1937 год», картинки Евфросинии Керсновской.)

Худ.репродукция

Цель — знакомясь обзорно с произведением «Архипелаг ГУЛАГ», выяснить, насколько А.Солженицыну удался опыт художественного исследования истории, что побудило писателя взяться за такой монументальный труд; показать трагедию народа во времена сталинских репрессий на примере некоторых глав произведения.

После вступительного слова учителя о необыкновенной истории создания этого произведения звучат подготовленные заранее выступления учащихся с пересказом и анализом отдельных глав. Одной из них является глава «Арест». Обычно после рассказа учащегося мы обращаемся к картине Д.Жилинского «1937 год», беседуем:

Худ.репродукция

          - Что объединяет эту картину с данной главой? (тема ареста; ночью, врасплох, тихо, без шума).
          - Обратите внимание на стиль (манеру) письма художника. Что он вам напоминает? (Детский рисунок: отсутствие теней и полутонов, цвета чистые, несмешанные; присутствует даже некоторая наивность в изображении; особенно трогательны лица людей.)

Вот эта особенная манера художника и указывает на внутреннюю близость обоих произведений. Что до глубины души потрясает и возмущает писателя именно в связи с арестами людей (он не раз возвращается к этой мысли, настолько она для него важна)? Не было практически ни одного случая оказания сопротивления при аресте! Все тихо, послушно, как малые дети, безвольные, беззащитные, шли на «убой», уповая на чувство справедливости «старшего», «отца народов». Отсюда эта трогательная детскость в картине Д.Жилинского, от которой изображаемая трагедия становится еще страшней.

После всех выступлений учащихся учитель показывает рисунки бывшей заключенной ГУЛАГа Евфросинии Керсновской. Эти рисунки вместе с комментариями автора были напечатаны в журнале «Огонек». Почему мы к ним обращаемся? Потому что в этих непрофессиональных картинках вся история ГУЛАГа — в одной отдельной судьбе. Дети легко находят параллели с произведением А.Солженицына. События, повествуемые писателем, становятся зримыми. Рисунки Е.Керсновской не требуют особых пояснений учителя. Незамысловатые картинки достаточно выразительны сами по себе своей страшной простотой и будничностью изображаемого. А тот же детский почерк работ только сильнее подчеркивает трагичность пережитого.

В конце урока вернемся к вопросу о замысле произведения, о цели написания: «…слово свободное, уже не стесненное, неугрожаемое, — то самое слово, которого всю жизнь не было у нас и которое так необходимо для прояснения и сплочения» (из «Архипелага ГУЛАГа») — это слово правды. Страшная правда была в том, что народ сам уготовил себе эту жуткую бойню, эту кровавую трагедию. Каким образом? А.Солженицын еще раз ответит на этот вопрос в письме «Жить не по лжи» (1974), распространенном в сотнях и тысячах самиздатовских экземплярах.
         «Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно!..
         Если же мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать — это мы сами себе не даем! Пригнемся еще, подождем, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов.
         Если и в  этом мы струсим, то мы — ничтожны, безнадежны, и это к нам пушкинское презрение:
                           К чему стадам дары свободы?
                           Наследство их из рода в роды
                           Ярмо с гремушками да бич.»

 

Развивать способность со-чувствовать, со-переживать мне помогает не только разработанная технология, но и другие формы работы.

Я люблю, например, провести урок литературы (и русского языка) вне кабинета. Использую благоприятный момент в природе: тёплый яркий осенний день, солнечное зимнее блистающее утро, тихий волшебный снегопад, весеннее половодье. Всё это в нашей деревенской глуши не омрачено гулом цивилизации. Ещё В.Сухомлинский отметил чудо таких уроков в «зелёном классе». Тогда мы читаем и сочиняем стихи, наблюдаем и делимся впечатлениями, мы открываем в звучащем слове дыхание жизни — всё становится близким и понятным. Конечно, эти уроки — импровизации; их не запланируешь. Тем больше открытий на них случается. Всегда мы возвращаемся в класс одушевленными.

Год назад пасмурным зимним утром пробирались с ребятами по улице, занесенной сугробами после вчерашней метели, и оказались на дороге, ведущей к сельскому кладбищу. Мои десятиклассники мрачно пошутили, что лучшего дня для похорон и придумать нельзя. Но нельзя было найти и лучшего места для итогового урока по повести М.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», которую мы в это время изучали. Вспоминаем финал произведения: Порфирия Головлева нашли окоченевшим на дороге к погосту, где была похоронена его мать. «Смерть всегда трагична, неизбежна и значима», — так я начала нашу тихую беседу. И мы пытаемся с детьми понять, в чем смысл смерти Иудушки. Вернулась ли к нему совесть? Что хотел нам передать писатель? Не сокровенную ли мысль о том, что на человека возложена ответственность уже самим его существованием на Земле, ответственность и вина за бессознательно прожитую жизнь? Не дорога ли писателю мысль о том, что необходимо всем проникнуться серьёзностью нашего назначения на земле? А прозрение может и опоздать… Ребята продолжат эти размышления в своих сочинениях (по русскому языку) «В чём я вижу смысл своей жизни?».

Стараюсь посмотреть с ребятами как можно больше хороших фильмов, в том числе экранизаций художественных произведений (это может быть иллюстрацией к уроку или поводом для отдельного серьёзного разговора). Показываю учащимся и фильмы-оперы («Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), и фильмы-балеты («Ромэо и Джульетта», «Анна Каренина»). К сожалению, кабинет литературы недостаточно хорошо обеспечен видео- и аудиоматериалом (мы активно пользуемся фондом районной библиотеки). Надеюсь, что со временем удастся кабинет пополнить фильмами и на DVD.

Чтобы урок литературы научил «чувствовать согласно, сообща, заодно с героем произведения, даже если он нам чужд, а главное, с писателем, даже если мы с ним не согласны» (Л.С.Айзерман), стараюсь не вести занятия в отрыве от проблем сегодняшнего дня, от проблем нынешних моих учеников. Уверена, что всё в литературе современно. И моя задача — найти на каждом уроке ниточку, связующую художественное произведение с поколением школьников начала ХХI века. В противном случае уроки литературы превращаются в уроки информации о литературе, в бездушное «препарирование» художественного произведения.

Поэтому в «Слове о полку Игореве» мы видим трагедию одиночества и разобщенности нынешней России, в повести Д.Карамзина — актуальное в век высоких технологий желание тронуть душу человека, заставить его плакать слезами умиления, в поэзии А.Пушкина — потребность во всечеловеческой гармонии в мире экологических катастроф и террористической агрессии, в произведениях Ф.Достоевского и А.Платонова — дефицит потребности сделаться человеком в полном смысле этого слова, когда тебе толкуют только об удовольствиях и комфорте.

Кому же, как не учителю литературы, говорить о потере нравственных ценностей, о навязывании ложных идеалов — «открывать глаза и окрылять сознание», по словам М.А.Рыбниковой?

Читать далее...

         


ИД(М)Ц

Гостевая книга


Главная

Написать письмо

  

Ком.по делам мол.Ряз.обл.  Рязанск.обл.инс-т разв.образ.  Минобразования Ряз.обл.  Департамент МП Минспорта РФ  ФА РФ по делам молодежи  Минобразования РФ  Ссылка на фильм =Учитель года=  Новости Сасова  Погода по Сасову

Сайт оптимизирован для разрешения экрана в 1280 пикселов в ширину и более. За основу использованного в заголовке страницы рисунка взято изображение с общедоступного сайта "Библиотека 2.0 школ Хабаровского края" — http://live.bibnout.ru (конечный адрес рисунка: http://live.bibnout.ru/wp-content/uploads/2010/05/0_3bfb9_2974f1b5_-1-L.jpg). Кроме указанного рисунка: © Управление образования и молодежной политики муниципального образования — Сасовский район (Рязанская область).